Стройте бизнес,
основываясь на Ценностях
 


   Неоклассика бизнес-школ

Спрос на двухлетние программы MBA снизился в США на 20%. Удается ли даже самым престижным бизнес-школам вновь и вновь доказывать ценность своих услуг?

Сильнейшие всё еще преуспевают

В мире порядка 10 тысяч подобных заведений. И это не благотворительные лавочки, а деловые структуры, которые призваны получать свой доход. Но в эпоху тотального интернета, он-лайн курсы представляют серьезную угрозу для традиционной модели обучения. На эту мгновенную доступность знаний и профессоров накладывается расцвет корпоративных университетов, не предусматривающий получения степеней бакалавра или магистра.

Сегодня даже McKinsey учит своих новичков сама и дает работу людям с нестандартным мышлением и видением, пусть даже и не имеющих формально научной степени. Управляющим директором инвестбанка также можно стать без MBA. C 2010 года в США на треть сократилось количество людей, сдающих тесты GMAT, так как многие молодые выпускники не видят смысла в продолжении обучения именно по линии MBA.

В ведущих бизнес-школах США существенно падает количество студентов из Японии: примерно в 10 раз. Зато растет количество китайских учащихся и латиноамериканцев. Но остается высоким спрос на одногодичные программы MBA, программы корпоративного обучения и специализированные магистерские программы. В Harvard Business School в 2014 году конкурс был 10 человек на место. Но это- всемирно известный бренд! А как выживать остальным?

Немного статистики.

Тем, для кого деньги – единственная мотивация для MBA, имеет смысл получать степень как можно раньше. По данным FT, у студентов выпуска 2011 г., которым во время обучения было менее 25 лет, за последующие три года доходы увеличились на $69 000, или на 145%. У тех, кому было 27–28 лет, – на $67 000, или примерно вдвое, у тех студентов, кому за было 30, – лишь на $56 000, или на 70%. Этот результат характерен для всех секторов экономики и стран. Чем студент старше, тем больше вероятность, что он предпочтет годовую европейскую программу MBA, а не двухлетнюю американскую.

Среди студентов моложе 27 лет 75% выбирали двухлетние программы, среди 30-летних таких было гораздо меньше – 43%. За классическую двухлетнюю MBA в США в среднем придется выложить $97 000, за годовую программу – $80 000.

А вот интересные данные по 19 самым востребованным компетенциям среди работодателей согласно National Association of Colleges and Employers (2013). Первые три пожелания к кандидатам- это: лидерство, навыки решения проблем и коммуникационные навыки. Далее следуют также «мягкие» компетенции, такие как: умение работать в команде, организационная этика, аналитические способности. Соответствуют ли этим требованиям выпускники программ MBA?

44171-ptu-mba-strategic-management-question-mba-statistics

Среднячки ищут ниши.

Традиционная ниша многих деловых учебных заведений- это корпоративные карьеристы в возрасте от 25 до 35 лет. Они либо уже сумели заработать на свое обучение, либо привлекают кредиты, либо занимают у родителей. Но кроме этого очевидного сегмента управленцам в области образования для взрослых можно присмотреться как минимум к трем новым нишам.

Это:

  • выпускники университетов без опыта работы;
  • профессионалы, не имеющие опыта работы в бизнесе;
  • 40-60 летние руководители.

Некоторые бизнес-школы уже успешно работают с талантливой молодёжью. Tuck предлагает студентам летнюю программу Bridge Business. Она рассчитана на 300 человек и длится 4 недели. В феврале 2015 со студентами университетов начала работать бизнес-школа Гарвардского университета: она предлагает дистанционную и относительно недорогую программу Credential of Readiness. По сути, в таких форматах проводится подготовка к восприятию ценности базовых двухлетних программ. И это следует признать дальновидным маркетинговым ходом.

Следующая ниша в нашем исследовании - общественный и государственный сектор. Управление здесь также становится сложным, а менеджеры находятся под постоянным давлением конкурентов, клиентов и общественного мнения (СМИ и социальные сети). Только в США порядка 130 тысяч школ, 6 тысяч больниц и 18 000 офисов правоохранительных органов. Для многих сотрудников этих учреждений предложение всё еще ограничивается стандартным двухгодичным пакетом MBA. Наблюдаются подвижки в отношении врачей: Yale, Duke и Warton начали предлагать эскулапам магистерское обучение.

Наконец, самыми заброшенными всё ещё остаются «старички». На красивых словах почти все учебные заведения пропагандируют принцип обучения в течении всей жизни. Но на практике не делают для этого ничего. Хотя очевидно, что великовозрастные учащиеся вполне могут сформировать спрос на шестимесячные курсы переподготовки или повышения квалификации.

Политическая экономика - новая дисциплина.

Канули в Лету времена, когда бизнес напрямую покупал политиков или политики привлекали бизнесменов для обслуживания своих интересов. Сейчас взаимовыгодное взаимодействие становится одновременно более тонким, многоканальным и двухсторонним процессом. Зачастую довольно болезненным. Современные бизнес-лидеры должны уметь видеть и оценивать региональные политические риски, обеспечивать участие своих компаний в частно-государственных партнерствах. Управленцам уже сейчас необходимо понимать, какие есть институциональные и организационные возможности для гармонизации интересов предпринимателей, политиков и общественных структур.

Для китайских учащихся бизнес-школы уже включают в программы, к примеру, изучение рынка материкового Китая, причем внимание уделяется не только Пекину, Шанхаю, Шэньчжэню и Гуанчжоу, но и городам второго-третьего уровня. Следующим шагом должно быть включение в программы кейсов, связанных с региональной стратегией развития, например учреждение Asian Infrastructure Investment Bank и консолидация государственных предприятий, инициированная китайским правительством.

По материалам FT, WSJ, Ведомости

 
 

Бизнес-Кейсы
Cтолкнуться с ложью со стороны другого человека всегда неприятно. Но, согласитесь, не часто мы решаемся поговорить с ним, а решившись, крайне редко делаем это конструктивно. Как же быть, если неправду говорит коллега? Ведь порой обман просто нельзя оставить без внимания, так как он осложняет или даже ставит под угрозу вашу работу. Несомненно, в такой ситуации надо поговорить. Советы эксперто
Подробнее

К сожалению, скучное совещание – это обычная практика во многих компаниях. Часто оно становится таким даже не из-за обсуждаемой темы, а из-за плохой организации. Предлагаем вам несколько идей, как можно повлиять на ход собрания, используя приёмы методики «Мастер Влияния» (Influencer©)*. Чтобы успешно воплотить их в жизнь, вам необязательно быть официальным ведущим совещания или руководителем отдел
Подробнее

Отзывы клиентов




Наши партнеры
Новости
21.06.2017 1 июня на площадке «Точка Кипения АСИ Москва» выступил старший партнёр и ведущий бизнес-консультант компании SmartValues Максим Ильин. Он представил аудитории демо-версию тренинга «Мастер Влияния | Influencer ©»....
> Подробнее
04.04.2017 31 марта Георгий Мелик-Еганов, старший партнёр и ведущий бизнес консультант компании SmartValues, провёл мастер-класс «Выдающийся Лидер» для участников профессионального сообщества «Директориум»....
> Подробнее