Top.Mail.Ru
Меню Закрыть

Как выразить несогласие тому, у кого больше власти и влияния

Ваш руководитель выдвигает инициативу, которая, по вашему мнению, обречена на провал. Старший коллега предлагает временные рамки проекта, кажущиеся нереалистичными. Каким образом построить трудный диалог, чтобы в подобных ситуациях и отношениям не навредить, и карьеру не испортить, и своё несогласие донести до собеседников, обладающих полномочиями и властью? Стоит ли вообще высказываться или благоразумнее всё-таки промолчать?

Пишущий редактор «Гарвард Бизнес Ревью» Эми Галло исследует все подводные камни такого рода коммуникативных ситуаций в беседе с признанным экспертом, соавтором мирового бестселлера «Трудные диалоги» и со-основателем международной тренинговой компании VitalSmarts  Джозефом Гренни.
Структурированную запись этой беседы мы переводим для наших читателей с уверенностью, что опыт лучшего специалиста будет применяться и в российской деловой практике.

Что говорят эксперты

Джозеф Гренни отмечает, что наше тело настроено на выживание, поэтому для нас вполне естественно инстинктивно избегать конфликтных ситуаций, которые могут нам навредить. В голове сразу поселяются негативные мысле-вирусы вплоть до боязни увольнения. Поэтому для большинства людей стремление к безусловному согласию с сильными мира сего имеет фундаментальные биологические обоснования.

Реалистично оцениваем риски

Джозеф вполне обоснованно предполагает, что ещё до начала возможного неприятного разговора мы прокручиваем все мыслимые и немыслимые негативные сценарии его исхода, даже самые маловероятные наподобие немедленного увольнения и возникновения вражды «на всю жизнь».
Прагматичный подход, по мнению Гренни, заключается в обратном: сначала рассмотреть риски уклонения от трудного диалога с руководством, когда на кону может оказаться судьба важного проекта или даже потеря взаимного доверия в коллективе. И только потом сравнить эти вполне реальные проигрыши с гипотетическими опасностями от проведения трудного диалога.

Решить, когда ждать и когда выступать

Прежде чем, фигурально выражаясь, вступить в бой, необходимо привести свои аргументы в боевую готовность. Также хорошей идеей может оказаться не выносить своё несогласие на публичное обсуждение. Вышестоящие коллеги будут чувствовать себя в большей безопасности при приватном обсуждении вопросов, вызывающих разногласия.

Зафиксируйте общие цели

Прежде чем сделать акцент на том, что разъединяет, найдите те цели совместной работы, которые объединяют и к которым стремится ваш коллектив. С большей вероятностью вас выслушают и поймут, если ваша аргументация будет привязана к ценностям высшего порядка, чем к личным интересам и амбициям. Вас оценят как коллегу, разделяющего общие ценности и в этом случае ход дискуссии, по меткому выражению Джозефа, будет схож с течением шахматной партии, а не ожесточенного боксерского поединка.

Запросите разрешение на несогласие

Джозеф особенно подчеркивает, что в «дебюте шахматной партии» необходимо обеспечить важному оппоненту ощущение контроля и безопасности. Стоит сказать примерно такие фразы: «У меня есть основания считать, что мы не все учли. Я хочу изложить свои доводы. Могу я это сделать прямо сейчас?» Таким образом, вы первыми формируете ответственность выбора выслушать или уклониться, а в случае согласия вас выслушать будете чувствовать себя свободнее при защите своей альтернативной позиции.

Сохраняйте спокойствие

Вы можете ощущать, как колотится ваше сердце и как кровь приливает к лицу, но делайте все возможное, чтобы оставаться нейтральными как в словах, так и в поступках. Особо обращайте внимание на совпадение ваших слов и языка тела, так как собеседник может превратно истолковать заметные расхождения. Соблюдайте простые правила внутренней регуляции, такие как: глубокий вдох перед началом, более медленный, чем обычно, темп речи, низкий тембр и отчётливое произношение. Ничего сложного, но это поможет вам избежать суетливости и нервозности и упрочит чувство безопасности собеседников.

Чётко обозначьте пункт расхождений

Это обязательно! Своими словами и в однозначных формулировках сообщите собеседнику, с какими именно его идеями, утверждениями или действиями вы не соглашаетесь. Всеми доступными средствами внушите уверенность оппоненту, что вы правильно его понимаете. Иначе рискуете увязнуть в болотах взаимных уточнений и опровержений. Бессмысленно также бессвязно жаловаться «на жизнь», или сваливать в одну кучу все накопившиеся за время совместной работы претензии к оппоненту.

Избегайте оценочных фраз

Джозеф Гренни настоятельно рекомендует избегать любых негативно окрашенных оценочных фраз. Например, не стоит употреблять эпитетов «близорукий», «поспешный» или «дурацкий». Еще один эксперт, Холли Уикс, автор книги «Провал в коммуникациях», советует оставаться сфокусированным на фактах и вести честную борьбу идей. А Джозеф рассказывает, как это можно сделать. Вместо того, чтобы «выдать на гора» оценочное мнение вроде «Сроки выполнения работ в первом квартале наивны!», перейдите к достоверным фактам: «Мы не так давно пытались справиться с четырьмя похожими проектами и только с двумя из них уложились в такие же сроки, и только при наличии дополнительных ресурсов».

Оставайтесь скромными

Джозеф советует подчеркивать личную умеренность и подавлять своё эго, избегать выражений, которые могут быть восприняты как «истина в последней инстанции». В конце концов, ваше мнение остается всего лишь экспертным мнением, при всем его фундаментальном обосновании. Тем более таковым оно представляется умудрённым опытом и знаниями лидерам коллектива.
Чем заменить такое категорическое утверждение: «Если мы установим срок выполнения проекта конец первого квартала, то мы ни при каких условиях в него не уложимся!» Например, можно так: «Это моё мнение, но я не вижу, каким образом мы уложимся в планируемые сроки».
Холли Уикс добавляет нам в арсенал ещё и такой толерантный к аудитории прием: «Подскажите, где я ошибаюсь в рассуждениях» или «Я всего лишь размышляю вслух». Поощряйте участников диалога к открытому и честному обмену мнениями и сами оставайтесь восприимчивыми к суждениям, отличным от ваших.

Признавайте власть

Персоны, наделенные соответствующими высокими полномочиями, имеют право на финальное решение. И вам следует публично признавать этот факт - такова жизнь. Вовремя произнесите: «Я понимаю, за кем здесь последнее слово и кому решать окончательно, как быть и что делать» При этом, разумеется, постарайтесь избежать грубой лести и сохранить собственное достоинство. Тем более если обстоятельства вынудили вас публично высказать непопулярное мнение.

Запомните правила

  • Объясните, что у вас есть мнение, отличное от мнения большинства, и попросите разрешение изложить его.
  • Четко и однозначно убедите оппонента, что правильно понимаете его мнение, позицию или идеи.
  • Говорите спокойно, обуздывайте свой темперамент и не позволяйте спорщикам втянуть вас в бесплодные словесные эскапады.
  • Не позволяйте взять верх внутреннему страху того, что выражение вами несогласия приведет к краху карьеры, ухудшению отношений и прочим драматическим последствиям. Чаще всего последствия оказываются не такими фатальными, как мы предполагаем.
  • Формулируйте своё мнение на основе фактов и оставайтесь открытыми к доводам  и суждениям участников диалога.
  • Не используем оценочные, «низкосортные» прилагательные, которые могут оскорбить или спровоцировать вашего могущественного оппонента.

Пример 1. Уважение к идее и проверка фактов

В канадском агентстве по недвижимости Виктор Ч. разошёлся в оценке перспектив цен на недвижимость. С одной стороны, цены на нефть позволяли скупать относительно дёшево привлекательные объекты. С другой стороны, отдельные регионы страны опускались в депрессивное экономическое состояние, что не позволяло получать приемлемый доход с этих зданий и сооружений.
Вот и на этот раз руководитель Виктора Патрик вознамерился приобрести участок земли со складами в провинции Альберта. Но Виктор, сохраняя уважение к самой идее приобретения дешёвой недвижимости, не побоялся поделиться с Патриком своими опасениями: «Экономические индикаторы региона свидетельствуют о надвигающемся торговом кризисе. Мы не сможем получать стандартный доход с квадратного метра складских помещений в обозримый период, а наши эксплуатационные расходы значительно вырастут согласно моим расчётам. Предлагаю отложить сделку и продолжить мониторинг коньюнктуры бизнеса в провинции Альберта». К его удивлению, Патрик внял статистическим аргументам, и сделку удалось отложить. И при этом он не предъявил Виктору никаких личных контраргументов и обвинений. Виктор уверен, что ему удалось отстоять своё мнение, потому что он строго придерживался фактов.

Пример 2. Интересы коллектива прежде всего

Майк М. вспоминает, как ему пришлось удивить босса по поводу одного опроса внутри коллектива, который тот хотел провести. Решение возразить далось Майку нелегко, так как сотрудники знали его как уравновешенного и в целом бесконфликтного человека. Но в данном конкретном случае для Майка наступил момент, когда промолчать он не мог.
Руководитель коллектива колебался в выборе между двумя вариантами страхового обеспечения для сотрудников. И путем опроса он решил переложить риски этого выбора на «коллективное мнение». Майк изложил боссу другое мнение, которое опиралось на убежденность, что именно лидеры коллектива должны принимать окончательные решения, а не переводить управление финансами компании в коллегиальный формат опросов и голосований. Начальник Майка вынужден был задуматься, и согласился с тем, что риски и преимущества каждого варианта страховки все-таки должен оценить он самолично.
Майк вспоминает: «Я тогда особо подчеркнул, что у меня не было никакого личного материального интереса в этом выборе, и единственное, что меня беспокоило - это упрочение лидерских позиций руководителя, усиление управленческих процедур и предотвращение разногласий в команде, которые могли возникнуть как побочный эффект совершенно необязательного голосования. Я добился своего потому, что думал об интересах всей команды».

Статью подготовил Игорь Гансвинд по материалам Harvard Business Review.
При републикации ссылка на www.smartvalues.com обязательна.

2

ЛУЧШИЕ МИРОВЫЕ МЕТОДИКИ

Одно из направлений нашей работы – адаптация лучших зарубежных решений в области обучения и развития персонала и вывод их на российский рынок. Наши эксперты локализовали 16 всемирно известных программ.

4

КОМПЛЕКСНОСТЬ РЕШЕНИЙ

  • Мы начинаем с диагностики / оценки текущего состояния,
  • затем помогаем выработать цели и стратегию,
  • потом обучаем персонал необходимым для реализации стратегии навыкам,
  • оказываем необходимую поддержку процессу внедрения изменений,
  • и фиксируем достигнутые результаты повторной оценкой.

3

ПОСТРОЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Мы повышаем эффективность компаний через формирование 
КУЛЬТУРНОЙ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 
и трёх её компонентов:

  • культуры ЛИДЕРСТВА
  • культуры КОММУНИКАЦИЙ
  • культуры ИСПОЛНЕНИЯ

1

ОРИЕНТАЦИЯ НА ЦЕННОСТИ

Мы убеждены, что долгосрочных выдающихся результатов — как в бизнесе, так и в жизни в целом, — можно достигать, только руководствуясь правильными ценностями — например, ответственностью за свой выбор, построением взаимовыгодных партнерских отношений и умением эффективно отстаивать свои интересы. Суть этой идеологии отражена и в названии компании SmartValues, что означает Разумные Ценности — именно это лежит в основе всех наших программ.

Secured By miniOrange
«Российские руководители глазами профессионального сообщества»
Уважаемые коллеги! Мы приглашаем Вас принять участие в нашем исследовании. В его основе 16 отличительных компетенций Выдающегося Лидера (Extraordinary Leader), максимально влияющих на рост эффективности организации.
  • Goblinus globalus fantumo tubus dia
  • Scelerisque cursus dignissim lopatico
  • Montes vutario lacus quis preambul den
  • Leftomato denitro oculus softam lorum
  • Spiratio dodenus christmas gulleria tix
  • Dualo fitemus lacus quis preambul pat
  Мы ненавидим СПАМ и будем хранить Ваши данные в безопасности.
ПОЖАЛУЙСТА, ПРЕДСТАВЬТЕСЬ!
Контент будет доступен после заполнения формы
Ваши данные в безопасности. Мы ненавидим СПАМ.
ПРЕДСТАВЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА!
Ваши данные нужны, чтобы связаться с Вами
для представления результатов исследования
Будем рады, если Вы присоединитесь к обсуждению результатов
ИМЯ И ФАМИЛИЯ*
E-MAIL*
НОМЕР ТЕЛЕФОНА*
Ваши данные в безопасности
ARE YOU READY? GET IT NOW!
Increase more than 500% of Email Subscribers!
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Duis viverra, urna vitae vehicula congue, purus nibh vestibulum lacus, sit amet tristique ante odio.
ENTER YOUR NAME
ENTER YOUR E-MAIL
ENTER YOUR PHONE NUMBER
Your Information will never be shared with any third party.
Заголовок
ПОЖАЛУЙСТА, ПРЕДСТАВЬТЕСЬ!
Контент будет доступен после заполнения формы
Ваши данные в безопасности. Мы ненавидим СПАМ.
ПОЖАЛУЙСТА, ПРЕДСТАВЬТЕСЬ!
Контент будет доступен после заполнения формы
Ваши данные в безопасности. Мы ненавидим СПАМ.
ПОЖАЛУЙСТА, ПРЕДСТАВЬТЕСЬ!
Пример отчета будет доступен после заполнения формы
Ваши данные в безопасности. Мы ненавидим СПАМ.
ПОЖАЛУЙСТА, ПРЕДСТАВЬТЕСЬ!
Пример отчета будет доступен после заполнения формы
Ваши данные в безопасности. Мы ненавидим СПАМ.
ПОЖАЛУЙСТА, ОСТАВЬТЕ СВОИ КОНТАКТЫ -
МЫ СВЯЖЕМСЯ С ВАМИ
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных