Активное слушание показывает наш интерес к партнёру по общению. Мы применяем его НЕ для того, чтобы дать совет или высказать своё мнение, а для того, чтобы изучить и понять точку зрения собеседника.
Активное слушание помогает:
• создать комфортную атмосферу,
• избежать недопонимания,
• завоевать доверие,
• получить больше информации,
наладить связи,
• выявить проблему.
Приёмы активного слушания
💡Перефразирование – передача сказанного собеседником своими словами. При необходимости он сможет исправить или уточнить то, что вы могли неправильно понять.
Примеры:
«Если я правильно тебя понял(-а), …».
«Другими словами, ты …».
«То есть, ты считаешь / предлагаешь …».
Упражнение:
Начните обсуждать произвольную тему с друзьями или родными и потренируйтесь перефразировать то, что говорите друг другу.
💡Подтверждающие слова и фразы – они помогают вашему собеседнику чувствовать себя увереннее и комфортнее. Также с их помощью вы побуждаете другого человека продолжать делиться информацией.
Примеры:
«Я согласен / согласна».
«Да, это логично/разумно».
«Понятно».
«Именно так».
Упражнение:
Слушая радиопередачу или подкаст, говорите подтверждающие слова и фразы в соответствии с речью ведущего. Старайтесь использовать разные варианты и следите, чтобы они звучали естественно и уместно.
💡Открытые вопросы – с их помощью вы получите больше деталей от собеседника и глубже поймёте его точку зрения. Задавайте вопросы, которые требуют развёрнутого ответа, а не «да/нет».
Примеры:
"Как ты думаешь, почему это произошло?"
"Когда в последний раз было что-то подобное?"
"Почему ты сделал(-а) такой вывод?"
Упражнение:
Задавайте открытые вопросы (начинающиеся с «когда», «что», «где» и т.д.) при знакомстве с новыми людьми.
💡Возврат – дословное повторение того, что было сказано, с дополнением в виде присоединения или уточняющего вопроса. Этот приём позволяет сделать разговор более комфортным и неформальным, когда это уместно.
Примеры:
«Мы пользуемся услугами компании N» - «Компании N? Вы довольны ими?»
«Я тогда работала в бухгалтерии» - «Вы работали в бухгалтерии? Я тоже с этого начинала».
Упражнение:
Найдите интервью, где герой рассказывает о событиях из своей жизни. Слушая или читая его, повторяйте некоторые слова/фразы, добавляя свои короткие комментарии или уточняющий вопрос.
💡Выражение эмпатии – умение распознать чувства другого человека и разделить их с ним. Этот приём помогает нам установить эмоциональную связь с собеседником и создать атмосферу доверия.
Выражать эмпатию – это не значит соглашаться с чувствами других людей. Это значит понимать их чувства.
Примеры:
«Я могу представить, что ты почувствовал, когда …».
«Если бы я оказалась в такой ситуации, я бы почувствовала себя …».
Упражнение:
В следующий раз, когда вы будете смотреть фильм или читать книгу, время от времени делайте паузы и старайтесь сопереживать героям той или иной сцены. Подумайте об их прошлом, об их чувствах и причинах этих чувств. Подумайте, как бы вы вели себя в похожей ситуации. Сформулируйте свои мысли так, чтобы их можно было высказать в разговоре.
💡Использование ранее полученной информации - способность вспомнить ключевые идеи или другие критические моменты, которыми собеседник поделился с вами в прошлом. Так вы показываете, насколько вам важно его мнение.
Примеры:
«На встрече в прошлую пятницу ты сказал, что …».
«Я хотела бы уточнить, в силе ли твоё предложение. В прошлый раз ты предложил …».
Упражнение:
Старайтесь запоминать важные факты и идеи, которые озвучивают ваши собеседники. Можно делать короткие пометки во время разговора (если это уместно) или сразу после. Перед следующей беседой просмотрите их.
При републикации просим давать ссылку на smartvalues.ru.