В отделе есть сотрудник, который постоянно жалуется на то, что он завален работой и работает больше всех, что процессы организованы неправильно и нагрузка распределена неравномерно. При этом он не достигает поставленных перед ним целей, хотя другие сотрудники с таким же объёмом работы их достигают. В его бедах, как он считает, виноваты все: руководитель, коллеги, обстоятельства – но только не он сам. Он – жертва.
Несколько идей в помощь руководителю.
1. Используйте все источники влияния
Модель «Шесть Источников Влияния» поможет определить все факторы, которые могут влиять на результаты сотрудника:
- Источник 1: его желания и ценности - Нравится ли ему выполняемая работа?
- Источник 2: его знания и умения – Есть ли у него необходимые знания и умения?
- Источник 3: давление со стороны окружающих – Мотивируют ли его другие люди?
- Источник 4: помощь других людей или создаваемые ими препятствия – Помогают ли ему другие люди?
- Источник 5: вознаграждение и наказание – Мотивирует ли его система вознаграждения?
- Источник 6: инструменты, процессы, пространство - Помогает ли ему окружающая среда?
Сначала проведите диагностику «крупными мазками». Это поможет вам понять, какие факторы создают серьёзные проблемы, а какие – едва ощутимые трудности. Обсудите свои идеи с сотрудником и подумайте, что и как можно изменить. Вариантов может быть много: от перестановки рабочего места до приглашения наставника.
2. Сделайте невидимое видимым
Один из лучших способов повлиять на другого человека – это показать ему нежелательные последствия его действий. Например, если вы хотите убедить кого-то не лгать, объясните, как его ложь подрывает доверие к нему. Если вы хотите, чтобы ваш родственник пристёгивался ремнями безопасности в автомобиле, покажите ему статистику по смертельным исходам в ДТП среди тех, кто не был пристёгнут. Если же мы говорим о низкой эффективности сотрудника, то руководителю стоит помочь ему установить связь между его страданиями (переработки, обида, стресс) и эффективностью.
3. Измените тему разговора
Как правило, в описанной выше ситуации, руководители разговаривают с сотрудниками (и скорее всего не один раз) о неудовлетворительных результатах их работы. Сотрудники при этом винят окружающих в своих проблемах, не желая видеть в них свою роль и брать на себя ответственность. Поэтому правильной темой обсуждения будет ответственность человека за результаты своей работы.
4. Помогите сотруднику развить умение брать ответственность и переходить к действиям
Большинство людей не рассматривают ответственность как умение. В действительности это одно их самых важных жизненных умений, которые мы можем у себя сформировать. Два вопроса помогут выбраться из состояния жертвы, начать вести себя ответственно и самостоятельно решать свои проблемы:
- «Чего я стараюсь не замечать относительно своей роли в сложившейся ситуации?» - предложите сотруднику задать самому себе этот вопрос и найти на него ответ.
- Когда сотрудник жалуется на коллег, обстоятельства, несправедливость, спросите его: «Итак, какое следующее действие ты предпримешь?». Как объясняет Дэвид Аллен, автор бестселлера «Как привести дела в порядок», люди жалуются только на то, что, по их мнению, можно изменить в лучшую сторону. Если что-то нельзя изменить, то это воспринимается как данность, которую нужно просто учитывать.
Предложите сотруднику поразмышлять над этими вопросами и обсудить с вами варианты ответов. Не менее полезным будет это упражнения и для руководителя.
5. Не занижайте стандарты
Бывает так, что, несмотря на все усилия руководителя, сотрудник по-прежнему плохо справляется с работой и винит в своих трудностях окружающих, не желая брать ответственность на себя. Возможно, должность действительно ему не по плечу. Каждый заслуживает честной обратной связи как шанса для развития и совершенствования. Но не стоит удерживать сотрудника на текущей должности, если ничего не меняется. Это не принесёт пользы ни ему, ни организации.
При использовании материала ссылка на smartvalues. ru обязательна.
Правильно подготовиться к разговору о неправильном поведении и успешно провести его поможет тренинг «Диалоги об Ответственности». Его участники освоят логичный пошаговый процесс отыскания и устранения несоответствий между ожидаемым и наблюдаемым поведением других людей, научатся ослаблять их сопротивление, повышать ответственность, устранять непоследовательность в поведении.
Ответим на ваши вопросы: +7 (495) 626-30-06, info@smartvalues.ru .