Бывает так, что в общении с кем-то из коллег мы ощущаем дискомфорт и напряжённость. Причём этот коллега явно испытывает схожие чувства. Что-то не так, но мы не понимаем, в чём именно проблема - не было никаких инцидентов, которые могли бы всё объяснить.
Разобраться в происходящем можно, только поговорив с другим человеком. А как это сделать, если есть дискомфорт и напряжённость? В итоге обе стороны продолжают молчать и как-то приcпосабливаться.
Можно сказать себе: «Забудь, не обращай внимания». Но трудности во взаимодействии с коллегой могут не только сказываться на нашем психологическом состоянии, но и влиять на эффективность работы. Поэтому предлагаем не пускать всё на самотёк, а исправить ситуацию.
Небольшое вступление прежде, чем перейдём к рекомендациям.
Когда мы чувствуем себя недостаточно безопасно, чтобы говорить с кем-то о том, что нас беспокоит, мы начинаем рассказывать себе разные истории. Например, «Я думаю, я ей не нравлюсь», «Похоже, он осуждает меня» или «Она считает меня глупой». Это лишь три варианта из бесчисленного множества историй, которые мы можем придумать о другом человеке или он о нас.
Эти истории вызывают разные эмоции – от беспокойства и дискомфорта до гнева и глубокого разочарования. И конечно же, мы не будем рассказывать их вслух или проверять, насколько они точны. Мы будем проигрывать их в своём поведении. Возможно, это будут едва заметные действия, сигнализирующие другому человеку о том, что мы «насторожены» или «встревожены». Эти намёки могут спровоцировать новый виток историй с его стороны. И он так же начнёт их проигрывать в своём поведении. Для нас же это будет подтверждением того, что мы были правы, с самого начала подозревая проблему: «Он точно настроен против меня».
Чтобы разорвать этот замкнутый круг, мы должны создать безопасность для другого человека. Тогда он сможет поделиться своими переживаниями, которые до этого не решался высказать.
Вот как можно это сделать.
1. Проясните для себя, каких отношений с этим человеком вы хотите на самом деле. Опишите их максимально точно.
2. Управляйте своими историями. Задайте себе такой вопрос о своём коллеге: «Почему разумный, рациональный и порядочный человек может так вести себя?». Подумайте, какие могут быть объяснения. Возможно, другой человек, как и вы, находится во власти историй и ведёт себя в соответствии с ними.
3. Начните трудный диалог, спросив у собеседника разрешение. Например так: «Привет. Скажи, пожалуйста, можем ли мы поговорить о том, как мы с тобой взаимодействуем на работе. Ты не против? Сейчас тебе было бы удобно?».
4. Затем аккуратно поделитесь своими наблюдениями: «Я заметила, что, когда мы где-то пересекаемся, я испытываю некоторую неловкость. Мне бывает трудно чувствовать себя расслабленной и открытой. Появляется ощущение напряжённости и я не уверена, с чем оно связано. Ты тоже чувствуешь что-то похожее или это только мой случай?».
5. Расскажите о том, какие отношения вам хотелось бы иметь и поинтересуйтесь мнением собеседника.
«Мне бы хотелось, чтобы у нас с тобой были такие рабочие отношения, которые позволяли бы нам обоим комфортно и открыто общаться друг с другом. Каких отношений хотел бы ты?».
6. Будьте готовы выслушать другого человека. Убедитесь в том, чтобы ваши слова, интонация, жесты и поза говорят о том, что вы искренне хотите решить проблему и понять коллегу. Используйте все свои навыки слушания, не перебивайте, уточняйте.
Следуя вышеперечисленным советам, вы сможете найти общую цель, достичь которую важно и вам и другому человеку. Также вы проявите уважение и тем самым создадите безопасность общения. Всё это не гарантирует, что вы получите желаемый результат, но значительно увеличит вероятность того, что вместе вы сможете определить проблему и решить её.
При использовании материала ссылка на smartvalues. ru обязательна.
Узнайте о том, как лицензионная программа «Трудные Диалоги» поможет вам открыто, конструктивно и уважительно обсуждать самые сложные вопросы:
+7 (495) 626−3006.