Сотрудничество компаний «Роснефть-Уватнефтегаз» и SmartValues началось осенью 2013. В 2014 году состоялся первый тренинг по программе «Трудные Диалоги». На сегодняшний день обучение прошли более 400 сотрудников. Запланировано проведение тренингов для ещё большего числа людей. Примечательно, что в роли тренеров выступают топ-менеджеры и руководители подразделений.
О значении программы «Трудные Диалоги» для компании и о создании команды внутренних тренеров рассказывает Евгений Валерьевич Задорожный, генеральный директор «РН-Уватнефтегаз».
Желание совершенствоваться
Евгений Валерьевич, расскажите, пожалуйста, чем было вызвано решение столь масштабно развернуть программу «Трудные Диалоги» в «РН-Уватнефтегаз»?
Е.В. Задорожный: Главная причина - желание совершенствоваться. Выбранный нами путь развития связан с решением тех вопросов, которые обычно уходят из поля зрения руководителя и которые, в конечном итоге, становятся для организации источником серьёзных проблем. Как правило, люди знают об этих проблемах – знают, но не говорят. Например, сотрудники знают, что предписание по приведению в порядок опасного оборудования не выполнено, но молча наблюдают за тем, как его продолжают использовать. Трагическим результатом такого поведения может стать травма или даже гибель человека.
Начать с тренинга «Трудные Диалоги» нам порекомендовал Максим Ильин. В феврале 2014 года топ-менеджеры первыми прошли обучение. Я также был в той группе. По окончании курса нам стало очевидно, что, если донести новые знания до всех сотрудников и внедрить их в жизнь компании – то есть поменять образ мыслей и поведение большого числа людей, – мы сможем достичь выдающихся результатов.
Сегодня эффективное ведение трудных диалогов в нашей организации превращается в культуру внутрикорпоративной коммуникации. Тренинг пользуется большой популярностью. Некоторые сотрудники прошли его дважды. Они говорят, что в первый раз было интересно и познавательно. А повторная сессия позволила им лучше отработать навыки и в дальнейшем успешно применять их на практике. Люди отмечают, что обучение вдохновляет их и наполняет энергией.
Евгений Валерьевич, в чём Вы видите отличие «Трудных Диалогов» от других программ развития навыков коммуникации?
Мне довелось обучаться на множестве разных курсов, семинаров, в школах переподготовки. В сравнении с ними «Трудные Диалоги» выигрывают за счёт сочетания простоты, практичности и применимости.
Также эту программу отличает психологическая глубина. Она фокусирует участника на осмыслении и использовании новой информации, позволяет увидеть причинно-следственные связи, возникающие в ходе взаимодействия между людьми.
То есть, происходит лучшее встраивание знаний?
Да, Вы правильно поняли.
К тому же тема трудных диалогов, наверное, одна из самых злободневных. Это касается и офиса, и производства, и личной жизни. Часто бывает так, что мы сталкиваемся с какой-то проблемой и она кажется нам сложной. Поэтому мы её игнорируем или откладываем, думая вернуться к ней позже. Однако именно её решение могло бы обеспечить нам дальнейшее развитие. Получается, что мы упускаем возможности.
Были ли у Вас яркие впечатления, открытия в процессе обучения на тренинге «Трудные Диалоги»?
Да, были. Появился новый взгляд на себя. Я задумался о том, насколько эффективнее будет происходить важный разговор, если я что-то изменю в своём поведении, и как это повлияет на моего собеседника. Пришло осознание созидательной роли каждого из участников общения.
Насколько программа, на Ваш взгляд, легка для освоения?
Сам материал несложный. Он хорошо структурирован, динамично подаётся, многократно отрабатывается. Сложность, как и в любом процессе обучения, состоит в нахождении для себя мотива применять то, чему научился, на практике. Это всегда работа над собой со всеми её трудностями.
Если ты глубоко осознал, что обучение даёт тебе безусловное конкурентное преимущество, и видишь, что своим новым поведением ты меняешь взаимодействие с другим человеком в лучшую сторону, то это очень сильно вдохновляет. Хочется самому развиваться дальше и помогать развиваться другим. Я абсолютно убеждён: когда ты разбираешься со своими мотивами, сложность уходит.
Евгений Валерьевич, какое влияние оказывает программа «Трудные Диалоги» на вашу компанию? Связываете ли Вы с этим обучением уже произошедшие изменения?
В первую очередь изменились взаимоотношения внутри коллектива. Коллега из HR-департамента поделился своим наблюдением о том, что всё чаще на собеседованиях внешние кандидаты говорят: «Вы все здесь как-то по-особому общаетесь». Один из них даже сравнил нашу компанию с другой планетой.
Я сам замечаю, что мы стали лучше общаться. Еще полтора года назад планёрки в моём кабинете проходили в жарких напряжённых дебатах. Сегодня обсуждаем вопросы конструктивно, по существу и по делу.
Думаю, что те изменения, которые я наблюдаю в себе, происходят и с другими участниками программы. «Трудные Диалоги» позволяют мне мыслить яснее и предвидеть, куда может завести разговор, если я буду строить его в некомфортной для собеседника манере. Я учусь правильно задавать вопросы, находить в себе позитивные мотивы. Подчинённые много со мной общаются, и я вижу, что они стараются учиться у меня и переносить навыки в своё взаимодействие с сослуживцами. Одним словом, мы формируем социум, который в свою очередь воспитывает нас. А если этот процесс идёт от первого руководителя, то он создаёт общую культуру предприятия.
Такие результаты дорогого стоят.
Вы правы. На текущий момент наше предприятие по эффективности занимает первое место во всей большой компании «Роснефть». И этот результат я связываю, в том числе, с изменениями, о которых сказал выше.
Первым импульсом в пользу решения о сертификации внутренних тренеров была мысль о том, что тренерская роль позволит нам самим лучше освоить материал. Также мы думали о том, что сотрудникам будет легче воспринять новую информацию, если она будет звучать из уст их коллег и руководителей, с примерами из жизни их компании. У людей будет больше доверия и ясности, а у нас - больше надежды на то, что они будут применять навыки.
Всё произошло естественно. С одной стороны, по окончании обучения мы с топ-менеджерами совершенно точно знали, что навыками ведения трудных диалогов должны овладеть как можно больше сотрудников компании.
С другой стороны, на тот момент у нас уже был опыт внутреннего тренерства. Программа «Трудные Диалоги» дала повод для увеличения числа тренеров. И это стало одной из официально зафиксированных целей нашего HR-департамента.
Нам не пришлось уговаривать руководителей стать тренерами. Они на собственном опыте убедились в эффективности применения новых знаний в работе и в жизни в целом. Некоторые сотрудники, познакомившись с программой, сами изъявляли желание присоединиться к тренерской команде.
Через некоторое время после начала сертификации, когда эмоции улеглись, начался своего рода процесс естественного отбора. Сегодня из семи топ-менеджеров, сертифицированных для ведения «Трудных Диалогов», реально этим занимаются трое. Это вопрос истинных мотивов. Одно дело - поддаться порыву, заразившись общим энтузиазмом. Другое – задать себе вопросы: «А зачем эту нужно лично мне? Почему я хочу вести тренинги?». Когда ты даёшь себе чёткие ответы на эти вопросы, то всё становится на свои места и в твоём рабочем графике появляются регулярные сессии. А если ясных ответов нет, то у тебя будет масса причин для того, чтобы переносить и откладывать эти сессии.
Сотрудники подают заявки на участие в «Трудных Диалогах» на сайте. Таких заявок всегда много. Так что, формирование групп происходит автоматически. В одной группе бывает 12-14 человек. Состав смешанный: начальники управлений, отделов и цехов, специалисты, производственники.
Поначалу все стремились попасть на сессию к генеральному директору. Потом люди поняли, что все внутренние тренеры достойно ведут тренинги.
Да, правильно. Главное здесь – это осознанное желание развивать себя, других, компанию. То есть быть проводником новой культуры.
Нет, я не делаю этого. Я считаю, что внутренний тренер – это жизненная позиция, которая подразумевает постоянную готовность делиться своими знаниями и опытом. Делать это не каждый хочет и не каждый может. Если вести тренинги из-под палки, через насилие над собой, то такая работа не принесёт пользы никому. А для меня важен результат.
9 тренингов в год от генерального директора
Скажите, пожалуйста, сколько сессий в год проводите лично Вы?
Сейчас получается 8-9 сессий в год. Стараюсь проводить тренинг не реже, чем один раз в 1,5 месяца.
Солидная нагрузка к основной работе. Почему именно такая регулярность, а не раз в полгода, например?
Выступая в роли тренера, ты не только помогаешь развиваться другим, но и развиваешь себя, вникаешь в нюансы, продвигаешься вглубь, оттачиваешь мастерство. У тебя появляются новые идеи по преподнесению материала и работе с группой.
Если ты делаешь это раз в год или в полгода, то такая периодичность играет с тобой злую шутку. Ты теряешь навыки и сам себе усложняешь задачу. Во-первых, курс достаточно объёмный и информация элементарно забывается через какое-то время. Во-вторых, он требует определенной глубины знаний психологии человека. Часто можно услышать «прочитал тренинг». Прочитать «Трудные Диалоги» можно. Но что получат в итоге участники? Точно не осознание. Для нас важен не просто факт прохождения обучения большим количеством сотрудников. Мы хотим повысить их эффективность и эффективность компании через формирование культуры ведения трудных диалогов. Достичь этой цели, не будучи постоянно в хорошей тренерской форме, невозможно.
Приведу пример. В конце программы я спрашиваю своих участников о том, как они будут применять новые знания и навыки на практике. Одна из сотрудниц сказала: «Я ещё почитаю литературу, подумаю, а потом, может быть, попробую. Мне надо с собой разобраться и понять, стоит ли делать то, чему мы здесь учились. Может, этим я только наврежу себе». Тогда я для себя отметил, что, возможно, мы до неё не донесли важную мысль: даже если вы начнёте применять на практике лишь малую толику того, что узнали на тренинге, это однозначно будет большой шаг вперёд.
Евгений Валерьевич, как Вам удаётся регулярно выделять два дня каждые полтора месяца в напряжённом графике генерального директора большой нефтяной компании?
Ответ очень простой: я планирую эти дни в своём графике. А если я что-то запланировал, я это делаю. Безусловно, мы живем в реальном мире и есть ситуации, когда приходится менять планы. В таком случае я переношу сессию на следующую неделю.
Раньше или позже, но тренинг обязательно должен состояться. Я сказал себе и другим, что я - внутренний тренер. Это вопрос лидерства. Если я не проведу обучение, то ценность моего слова сразу снизится.
На самом деле возможностей для того, чтобы выделить два дня в течение одного месяца или, как у меня сейчас получается, полутора, нетрудно. И в этом мне помогают – как это ни удивительно – знания и навыки, полученные на программе «Трудные Диалоги». Так, в последнее время мои подчиненные адресуют мне меньше вопросов, которые я раньше должен был решать в срочном порядке и которые формировали мой рабочий день. «Трудные Диалоги» создают особую культуру в организации, которая позволяет концентрироваться на развитии и планировании, и в итоге выходить из кризисных ситуаций.
Что даёт Вам тренерская работа?
Общаясь со своими сотрудниками, я получаю много ценной информации о них, о нашей компании и о себе. Не всем из них приходится напрямую со мной взаимодействовать в работе. Люди признаются, что до участия в тренинге представляли меня только суровым руководителем, раздающим указания на планёрках.
Одна из сотрудниц рассказала, что на предыдущем месте работы за два года она так ни разу и не увидела генерального директора предприятия. А через три недели от начала работы в «РН-Уватнефтегаз» она не просто увидела руководителя, но и оказалась на двухдневном тренинге, ведущим которого он был. Для неё это стало одним из самых ярких впечатлений на новом месте. Такие отзывы очень вдохновляют, а открытость и энтузиазм людей заряжают оптимизмом и верой в успех.
Интервью провела Инна Карачевецева,
менеджер коммуникационных проектов, SmartValues, 2016.