Часто от участников тренингов мы слышим идею о том, что хорошо провести трудной диалог – это значит быть «милым» с собеседником. А, чтобы быть «милым», приходится не до конца раскрывать свою позицию, что-то недоговаривать, где-то промолчать и т.д.
Как-то наши коллеги в Crucial Learning провели такой эксперимент. Они попросили руководителей представить, что их друг прислал им отрывок из своей будущей книги. Каждый руководитель получил текст с просьбой прочитать его и письменно поделиться мыслями о самом тексте и о намерении друга уволиться с работы и стать профессиональным писателем. Их предупредили, что их ответы предназначены не для воображаемого друга, а для сторонних наблюдателей.
Отрывок был настолько плохо написан, что участники эксперимента не скупились на безжалостные комментарии: «Хуже самого худшего из всего, что я когда-либо читал», «Полная бессмыслица», «Какой-то бред» и т.п.
Руководителям также нужно было ответить на вопрос о возможности улучшить что-то в тексте. Суть самого типичного ответа была такая: «Невозможно чего-либо достичь при таком старте. У автора этого текста нет ни единого шанса стать писателем».
Затем испытуемых попросили дать другу-«писателю» самую эффективную обратную связь, на которую они только способны. Результаты были поразительные. После «Хуже худшего» и «Нет ни единого шанса» последовали комментарии вроде «Здесь можно кое-что улучшить» и «Тебе придётся много трудиться, чтобы стать писателем».
Участники эксперимента совершили классический «дурацкий выбор». Они были уверены в том, что, если они будут предельно честны с другом, то они разрушат отношения с ним или нанесут ему непоправимый эмоциональный урон. То есть, они они исходили из того, что можно быть либо честными (и принести в жертву отношения) либо уважительными (и скрыть правду).
⛰️Самый сложный вызов, которые предлагает нам методика «Трудные Диалоги», это способность быть во время разговора одновременно на 100% честным и на 100% уважительным к собеседнику.
Некоторые люди считают, что, если они будут скрывать свои истинные эмоции и говорить спокойно и уважительно, то собеседник может не понять суть проблемы или понять её неправильно.
На самом деле эмоциональность в разговоре – не показатель честности. Демонстрация сильных эмоций во время трудного диалога скорее размывает и ослабляет суть ваших слов, а не усиливает её. Собеседник может воспринять вашу эмоциональность как попытку контролировать или манипулировать.
⚠️ Ему/ей будет уже не так важно, что вы говорите. Всё внимание будет переключено на то, как вы это говорите.
Значит ли это, что нужно общаться, как робот, без каких-либо эмоций? Безусловно, нет. Не стоит проявлять чрезмерные эмоции и думать, что так вы показываете свою искренность и открытость. То же самое вы можете сказать спокойнее и уважительнее, не вызывая у собеседника желания нападать на вас или защищаться.
При использовании материала ссылка на smartvalues. ru обязательна.
Узнайте о том, как лицензионная программа «Трудные Диалоги» поможет вам открыто, конструктивно и уважительно обсуждать самые сложные вопросы:
+7 (495) 626−3006.