Исследователи Zenger Folkman попросили 12 538 руководителей ответить на вопрос «Что вам больше помогло в карьерном развитии:
a. негативная или корректирующая обратная связь,
b. позитивная или подкрепляющая обратная связь?».
Ответы распределились примерно поровну: 44% выбрали негативную обратную связь и 56% позитивную. То есть для одних наиболее ценным было, когда-то кто-то указывал на их слабые стороны, для других – когда выделяли их сильные стороны.
Затем Джозеф Фолкман, автор исследования, президент и основатель компании Zenger Folkman, проанализировал корреляцию предпочтений в обратной связи с эффективностью лидерства респондентов (в выборке было 529 участников, предпочитающих негативную обратную связь и 1018 человек с предпочтением позитивной обратной связи).
Тех руководителей, которые считали более полезной негативную обратную связь, окружающие оценивали как менее эффективных лидеров. Также существенно ниже была вовлечённость их прямых подчинённых.
Руководители, предпочитавшие позитивную обратную связь, в ходе оценки по методу 360° получили от окружающих более высокие оценки 10 компетенций из 16. Эти 10 компетенций касались навыков межличностного взаимодействия, цельности личности и честности, скорости и гибкости в обучении. Рисунок ниже показывает разницу в оценках компетенций.
Влияет ли уверенность лидеров в ценности негативной обратной связи на их поведение?
Данные исследований Zenger Folkman однозначно говорят о том, что уверенность руководителя в большей ценности негативной обратной связи снижает оценку его эффективности. Если вы считаете, что вам помогла негативная обратная связь, то инстинктивно именно её вы и даёте другим. При этом вы упускаете один момент: то, что было полезно для вас, может не быть полезно для окружающих. Возможно, сотрудник изо всех сил старается выявить свои сильные стороны и использовать их на благо компании. Возможно, он потерял интерес к работе. Возможно, иногда он чувствует себя в офисе, как в тюрьме. Один «полезный» корректирующий комментарий может быть вовсе не тем, что ему нужно в текущих обстоятельствах.
Отвечая на вопросы анкеты самооценки, руководители, которые предпочитают негативную ОС, продемонстрировали, что:
- им существенно меньше нравится получать позитивную ОС,
- они предпочитают не давать позитивную ОС другим,
- они гораздо более склонны давать негативную ОС другим.
Обратная связь и организационная культура
Джозеф Фолкман, делится своими многолетними наблюдениями за поведением лидеров в разных организациях: «О руководителе, который предпочитает давать преимущественно негативную обратную связь, прямые подчинённые думают, что самое главное для него – уличить сотрудников в неправильных действиях. Из-за того, что руководитель всегда замечает ошибки людей и редко отмечает их достижения, людям кажется, что он не заинтересован в их развитии и достижениях и, возможно, предвзято к ним относится. В результате снижается вовлечённость и мотивация подчиненных. А их готовность прилагать дополнительные усилия в работе существенно уменьшается.
Лидеры, предпочитающие давать позитивную обратную связь, создают совершенно иную культуру. Их сотрудники видят, что руководителю важен их успех. Он на их стороне и искренне переживает за них. Иногда такие руководители дают негативную обратную связь, но подчинённые уверены, что они делают это с самыми лучшими намерениями, поэтому готовы воспринимать критику и менять своё поведение».
Исключение из правил
В ходе исследования Джозеф Фолкман выявил один положительный эффект приверженности негативной обратной связи. Руководители, которые открыты к получению негативной обратной связи, были оценены окружающими как существенно более эффективные лидеры. Здесь следует подчеркнуть слово «открыты». Негативная обратная связь может быть неприятна, но важно всегда быть открытым к тому, чтобы услышать её. Другие сотрудники должны понимать, что они безопасно могут дать вам корректирующую обратную связь и вы воспримете её как руководство к действию.
Совет руководителям
Джозеф Фолкман предостерегает руководителей от чрезмерной приверженности негативной обратной связи: «Вы можете быть уверены, что негативная обратная связь полезна для вас. Однако будьте осторожны, думая, что она так же необходима и другим людям. Это опасное заблуждение.
Мы живём в мире, который поощряет негатив «лайками», кликами и повышенным вниманием. Позитивная обратная связь часто остаётся незамеченной окружающими, но только не тем человеком, которому она адресована. Надеюсь, данное исследование убедило вас в том, что доброта и позитив лидера вознаграждаются сполна. Будьте открыты к изменениям и щедро хвалите, поддерживайте и ободряйте сотрудников, говорите им добрые слова».
При использовании материала ссылка на smartvalues.ru обязательна.