Можно ли быть одновременно эффективным руководителем и другом для подчинённых? Как создать такую атмосферу в команде, в которой отношения сотрудников и руководителя могут быть дружескими и при этом сотрудники уважают руководителя и адекватно воспринимают его роль?
Быть другом или быть руководителем – это яркий пример так называемого «дурацкого выбора». Мы совершаем такой выбор каждый раз, когда видим только два диаметрально противоположных, на наш взгляд, варианта. По словам авторов методики «Трудные Диалоги», «дурацкий выбор» - очень распространённое явление. Например, часто можно услышать такое мнение: «Я могу сказать то, что думаю, и оказаться злодеем. Или же я могу промолчать и остаться милым». Люди считают, что могут быть или честными, или уважительными – «или - или», но никак не одновременно. Однако настоящие мастера трудных диалогов знают, как можно быть и честным, и уважительным – «и – и». Это также касается руководства и лидерства.
Для начала небольшая зарисовка. Один руководитель рассказал, что, когда его назначили на руководящую позицию, его начальник дал ему такой совет: «Начни с увольнения одного – двух сотрудников. Так ты покажешь остальным, что у тебя есть власть». Это плохой пример. Автор совета считает, что для руководителя главное – контроль и власть, и даже устрашение вполне допустимо. Другой совет опытного руководителя своему начинающему коллеге: «Не хвали сотрудников. Так ты только сделаешь их слабее».
Одна из причин, по которой люди оказываются в ситуации «дурацкого выбора», заключается в том, что они видят, как их руководители управляют в подобном стиле. И, понятно, что они не хотят быть такими же.
Некоторые руководители выбирают жёсткий подход, потому что они наблюдали последствия слишком дружеского отношения менеджера и подчинённых, когда на первом месте были гармония и комфортная атмосфера в команде. В отличие от сфокусированных на результате коллегах, слишком дружелюбные боссы до такой степени боятся прослыть плохими людьми, что они совсем не контролируют качество работы и достижение результатов своих подчинённых. С другой стороны, празднования разных событий в отделе проходят на ура, сотрудники высоко оценивают свою удовлетворённость и работа вызывает у них положительные эмоции.
Исследования в области лидерства показывают негативные последствия двух противоположных подходов к руководству. Лучшие руководители одинаково внимательны и к достижению результатов, и к созданию хорошей атмосферы в коллективе. Они могут установить высокие ожидания и сплотить команду, чтобы она была мотивирована и способна их реализовать. Они могут вести жёсткие, честные, откровенные беседы, проявляя заботу и вежливость. Они нашли подход «и-и». Они знают, как быть дружелюбными и высокоэффективными руководителями.
Несколько идей, которые помогут найти такой подход и вам.
- Не попадайтесь в ловушку «дурацкого выбора».
Есть больше вариантов, чем быть или дружелюбным, или жёстким руководителем. Вы можете уделять одинаковое внимание и бизнес-результатам, и атмосфере в команде. Выбраться из этой ловушки или обойти её вам поможет диалог – с вашим непосредственным руководителем или с вашими подчинёнными. - Определите, что вы можете сделать, чтобы достичь обе цели.
Разделите лист бумаги пополам. Подумайте и напишите в одной колонке действия, которые вы можете предпринять, чтобы обеспечить достижение показателей продуктивности, качества, бюджета и т.п. Как вы будете устанавливать цели? Как будете следить за их достижением? Что будете делать в случае невыполнения сроков и несоблюдения других условий?
В другой колонке перечислите действия, направленные на повышение морального духа в команде и укрепления отношений. Какие цели здесь вы поставите? Как вы будете измерять вовлечённость и отслеживать настроение? Как вы будете хвалить людей и отмечать их достижения?
Результатом этого упражнения станут не только ясность и баланс, но и то, что вы сможете выйти за рамки «дурацкого выбора». - Распределите обязанности, сроки, и договоритесь, как и когда будете отслеживать их выполнение.
Хорошие планы с регулярным отслеживанием их выполнения дают вашему руководителю, вашей команде и вам самим уверенность в том, что всё будет под контролем. Также они помогают вам определить конкретные шаги и ожидания, необходимые для достижения результатов и создания позитивной среды.При использовании материала ссылка на smartvalues. ru обязательна.
Узнайте о том, как лицензионная программа «Трудные Диалоги» поможет вам открыто, конструктивно и уважительно обсуждать самые сложные вопросы:
+7 (495) 626−3006.