ВОПРОС
Уважаемый Мастер-Класс SmartValues!
Уважаемый Мастер-Класс SmartValues!
Как мне реагировать на скрыто-агрессивное поведение тех, кто соглашается выполнить задание, а затем делает вид, что забыл про него, откладывает его выполнение на потом или сознательно делает работу неправильно, чтобы к нему больше не обращались?
Утомленный пассивным согласием
ОТВЕЧАЕТ Максим Ильин,старший партнёр компании SmartValues
Уважаемый Утомленный!
Когда вы имеете дело с людьми, рано или поздно кто-нибудь из них вас подведет: не выполнит работу в срок, не обеспечит соответствие каким-либо критериям или просто сделает что-то не так. Поэтому Ваш вопрос о том, как реагировать на такое поведение, актуален для большинства ситуаций. Я дам несколько универсальных советов, а затем вернусь конкретно к вашей проблеме.
1. Не молчите. Высказывайтесь.
Некоторые люди думают, что если набраться терпения, проблема решится сама собой, даже при условии, что она возникает вновь и вновь. Они полагают, что время расставит все по местам. Однако пока вы выжидаете, ваше молчание воспринимается как принятие ситуации и согласие.
Мой первый совет: не молчите, высказывайтесь. Случается, что поставленная задача сложнее, чем ожидалось. Но постоянно говоря о ней, вы даете понять, что задача важна, и вы хотите быть уверены, что нет каких-либо препятствий для ее выполнения.
2. Высказываясь, сохраняйте у собеседника чувство безопасности.
Главные слагаемые безопасности — это общая цель и взаимное уважение. Избегайте поспешных выводов и потери хладнокровия. Следите за своим выражением лица и тоном голоса, потому что порой именно по ним можно сделать вывод, что вы уже заранее вынесли человеку обвинительный приговор.
Поделитесь информацией об обнаруженном расхождении реальных дел с договоренностями и постараетесь прояснить причины. Однако не будьте чересчур категоричны в своих выводах. Подумайте: «Может ли ситуация в действительности быть сложнее, чем я предполагал?»
3. Обсуждайте правильную проблему.
Теперь рассмотрим конкретно ваш случай. На тренинге «Трудные Диалоги» мы рассказываем об СТО, что расшифровывается как Ситуация, Тенденция и Отношения. СТО представляет собой инструмент, который помогает правильно обозначить проблему. Если проблема возникает впервые, говорите об этой конкретной Ситуации. Например: «Андрей, ты брался подготовить отчет ко вторнику к 14:00, а получил я его только днем в среду. Что произошло?» Первый и второй разы могли быть случайностями, поэтому вам необходимо говорить о Ситуации — о конкретной проблеме или поведении.
Если вы сталкиваетесь с проблемой или поведенческим проявлением более двух раз, то это уже Тенденция, на которую необходимо как-то отреагировать. Например: «Андрей, в течение последних трех недель отчет, который ты должен сдавать по вторникам, ты сдавал в среду. Что происходит?» Если Андрей говорит, что вчера сломался компьютер, вы можете ответить: «Это в этот раз. Меня гораздо больше волнует то, что ты не укладываешься в сроки три недели подряд, и это уже становится Тенденцией». Так вы сможете выявить проблемы, связанные с мотивацией и способностями работника, препятствующими выполнению поставленных задач, а также подтвердить готовность работника выполнить задачу в следующий раз. Выясните, по каким причинам работник не успевает сдавать отчет во вторник к 14:00. Залог высоких показателей работы – ясное представление, чего и от кого можно ожидать.
И, наконец, перейдем к Отношениям. В вашем случае необходимо обсудить возникшую проблему с работником с точки зрения доверительных отношений. Вот один из примеров такого разговора: «Андрей, ты брал на себя обязательство сдавать отчет каждый вторник к 14:00. Три раза из пяти ты не укладывался в сроки. Мы уже несколько раз обсуждали эту проблему, и ты сказал, что никаких препятствий для работы у тебя нет. Я начинаю сомневаться, можно ли доверять твоим обещаниям. Не знаю, в чем тут дело, но эта проблема несомненно влияет на наши деловые отношения».
Теперь вы сможете обсудить с работником, что, возможно, он забывает выполнить работу, откладывает ее на потом или просто добивается, чтобы ее передали другому исполнителю. В зависимости от того, что вам ответит Андрей, вы сможете применить соответствующие меры. Кто-то скажет, что такой подход слишком мягкий и затянутый. Но я умышленно привел пример, в котором, на мой взгляд, можно проявить немного терпения. В других случаях ваши действия будут более оперативными и строгими.
В течение многих лет мы учим людей правильно действовать в ситуациях, в которых проблема существует давно и лишь усугубляется со временем. Когда мы спрашиваем, выражали ли они свое мнение, они отвечают, что конечно да. А при вопросе, каким образом они это делали, все ответы сводятся к тому, что люди в таких ситуациях говорят о легком, а не трудном, о простом, а не сложном, о Ситуации, но не о Тенденции или Отношениях.
Подводя итог вышесказанному, убедитесь в том, что вы следуете первым двум советам и не забывайте говорить о правильной проблеме. И уже тогда у вас будут все шансы найти правильное решение.