Вы обедаете в кафе, а девушка за соседним столиком громко разговаривает по телефону. Вы делаете презентацию, а ваш руководитель в это время читает свою электронную почту. Вы смотрите фильм в кинотеатре, а подросток, сидящий перед вами, постоянно отправляет текстовые сообщения, и экран его телефона не гаснет ни на минуту. С проявлением невнимания и даже пренебрежения к чувствами окружающих людей мы сталкиваемся ежедневно. По данным исследования VitalSmarts, большинство из нас не предпринимают никаких действий. Только один из десяти вступает в разговор с обидчиком. 37% игнорируют неприятное поведение, 26% выражают своё недовольство невербальными способами (например, строгим взглядом), 14% молча уходят. Джозеф Гренни (Joseph Grenny), со-автор таких бестселлеров New York Times, как «Серьёзный разговор об ответственности. Что делать с обманутыми ожиданиями, нарушенными обещаниями и некорректным поведением» и «Трудные Диалоги. Что и как говорить, когда ставки высоки», утверждает, что люди ведут себя так потому, что они попросту не знают, что и как следует говорить в таких ситуациях. Они разными способами оправдывают своё молчание, однако тем самым они негласно одобряют некорректное поведение. Джозеф Гренни даёт несколько рекомендаций о том, как это можно сделать:
Ваши злобные взгляды, фырканье, хмыканье и осуждающее покачивание головой – всё это не совсем понятные послания, которые часто либо вообще игнорируются, либо провоцируют раздражение и защитную реакцию. Ваш оппонент может придать вашему сигналу более агрессивный смысл по сравнению с тем, который вы сами вложили в него. Ваша задача - сделать так, чтобы нарушители спокойствия задумались о своём, а не о вашем недостойном поведении.
Мягкость в голосе меньше провоцирует негативную реакцию. В то же время она привлекает внимание оппонента к тому, что ему/ей говорят и способствует созданию атмосферы безопасности диалога. Если вы хотите начать с невербальных форм, используйте такие спокойные варианты, как зрительный контакт, вежливая улыбка. Можно молча указать на своё ухо. Эти действия дадут лучший эффект, чем строгий пристальный взгляд.
Во многих случаях люди ведут себя некорректно на публике потому, что они сфокусированы исключительно на своих личных потребностях. Начните с извинения за беспокойство, затем попросите разрешения высказать просьбу: «Я не хочу доставлять вам неудобство, но могу ли я попросить вас кое о чём?».
Никогда не требуйте чего-либо без объяснения причин. Люди испытывают больше желания выполнить просьбу, если они понимают её разумность и обоснованность. «Не могли бы вы говорить по телефону чуть тише? Я пытаюсь читать и мне сложно сконцентрироваться».
Поддерживайте зрительный контакт, возьмите паузу и позвольте другой стороне ответить. Не уходите в агрессию.
Если ваш оппонент не меняет поведение или, поначалу изменив его, быстро возвращается к прежнему, оставьте всё как есть. Если эпизод продолжается не слишком долго и не угрожает вашей безопасности, будет разумным прекратить попытки исправить ситуацию и вернуться к своим планам и делам. При использовании ссылка на smartvalues.ruобязательна. |