Столкнуться с ложью со стороны другого человека всегда неприятно. Но, согласитесь, не часто мы решаемся поговорить с ним, а решившись, крайне редко делаем это конструктивно. То есть в большинстве случаев мы либо молчим и копим негативные эмоции либо выплёскиваем эти эмоции наружу.
Как же быть, если неправду говорит коллега? Ведь порой обман просто нельзя оставить без внимания, так как он осложняет или даже ставит под угрозу вашу работу.
Несомненно, в такой ситуации надо поговорить. Советы экспертов по ведению трудных диалогов помогут вам сделать это правильно.
1. Управляйте своей историей.
Для начала перестаньте видеть в собеседнике лжеца, снимите с него этот ярлык. До тех пор пока вы воспринимаете человека лишь как обладателя отрицательных качеств, ваши шансы помочь ему осознать его неправильное поведение равны нулю.
Вы сделаете шаг вперёд, если начнёте думать о нём, как о «человеке, который лжёт», а не как о «лжеце». Вы приблизитесь к диалогу с ним на два шага, если начнёте считать его «просто человеком - таким, как я». Негативные ярлыки транслируют неприязнь. Ничто так не провоцирует защитное поведение, как ощущение неприязни со стороны других людей. Это значит, они считают тебя никчёмным.
Спросите себя о том, когда в последний раз вы говорили неправду. Не торопитесь с ответом. Мы приукрашиваем реальность, утаиваем свои истинные чувства и не вносим ясность в ситуации, когда нас поняли неправильно, но это оказалось нам на руку. Всё это примеры неправды. Подумайте о том, что у вас общего с тем, кого вы называете лжецом. Вы найдёте в себе то, что позволит вам понять этого человека и даже сочувствовать ему вместо того, чтобы осуждать и испытывать неприязнь.
2. Предоставьте ему возможность сказать правду.
Нелегко признавать ужасные ошибки. А ложь – одна из самых ужасных. Поскольку обман часто связан с чувством глубокого стыда или страха, получается, что вы просите человека выставить на всеобщее обозрение его неприглядную сторону. Вряд ли он на это согласится. По крайней мере, пока не узнает о том, чем признание будет ему выгодно. Это может быть шанс исправить ситуацию, быть прощённым, работать вместе в более комфортной психологической обстановке и т.д.
Если вы не готовы предложить такие выгоды, не спешите ставить крест на тех, кто обманывает. Возможно, они решат сказать правду просто из желания вновь почувствовать себя морально чистыми. Такой вариант наиболее вероятен, когда обман – это не типичное поведение человека, а единичный эпизод.
3. Используйте факты.
Типичный спор двух людей. Один обвиняет другого во лжи. Он повторяет один и тот же аргумент, повышая громкость голоса, а обвиняемый отрицает, разговаривая также на повышенных тонах. «Ты это сделал. Я знаю. – Нет, я не делал этого!». И так по кругу.
Одна из причин, по которой нам не удаётся убедить собеседника, в том, что мы cлишком много времени тратим на свои умозаключения и слишком мало - на изучение фактов. Если вы хотите помочь кому-то очиститься от неправды, отложите в сторону сомнительные суждения, обвинения и заряженные негативом слова. Не начинайте с фразы «Ты лжёшь». Начните лучше с такой: «Я находился в комнате всё время, пока принтер печатал документы. Ты был единственным, кто заходил в комнату, пока я там был…».
Если же вы имеете дело с повторяющимся нечестным поведением, будьте готовы описать его схему и возвращаться к ней каждый раз, когда речь идёт о каком-то конкретном эпизоде.
4. Контролируйте себя, а не другого человека.
До начала разговора ответьте себе на такой вопрос: «Какие новые границы между мной и им/ею я создам, если обман продолжится?».
Если вы поделитесь своими подозрениями и беспокойством максимально эффективно и даже если ваши опасения подтвердятся, другой человек может по-прежнему всё отрицать. В таком случае вам необходимо будет защитить себя с помощью новых границ. Если вы этого не сделаете, то через некоторое время будете просто вымотаны тщетными попытками контролировать другого человека. Контролировать другого невозможно. Пытаясь это сделать, вы накажете и себя и его.
Если вы убеждены, что кому-то нельзя доверять, вам необходимо позаботиться о себе в сложившихся обстоятельствах. Например, вы можете решить держать дистанцию на работе, избегать участия в совместных проектах или решении сложных задач, где ответственность за результат лежит на вас.
Будет честно, если вы открыто установите новые правила и начнёте следовать им. Скажите тому, кто говорит неправду, что пока его ответ вас не убедил. Дайте понять, что вам неприятно так думать, но до тех пор, пока у вас не будет объективных доказательств обратного, вы будете вести себя определённым образом. В заключении выразите искреннее желание продолжить разговор.
По материалам сайта crucialskills.com.
Перевод компании SmartValues. При использовании ссылка на smartvalues.ru обязательна.
Изучить все приёмы и инструменты ведения трудных диалогов вы можете на тренинге «Трудные Диалоги».
|