Современный мир полон пустых обещаний. Сотрудники, партнёры, акционеры – все хотят понять, кому можно доверять, а кому - нет. Поэтому такое лидерское качество, как способность держать своё слово и выполнять обязательства ценится сегодня особенно высоко.
Наверняка вы не раз видели, как это бывает: на совещании руководитель даёт смелое обещание, вдохновляюще рассказывая о том, что и как изменится. А потом или все усилия постепенно сходят на нет, так как сдвигаются сроки, меняются приоритеты и теряется актуальность. Или же вообще ничего не происходит, как будто никто ничего не обещал. Люди разочарованы. Они делают вывод, что в будущем не стоит придавать большого значения обещаниям руководителя. В лучшем случае можно какое-то время понаблюдать со стороны, как будет развиваться ситуация, не затрачивая своих ресурсов. О сотрудничестве, командной работе, вовлечённости говорить здесь не приходится.
И совершенно другая история, когда руководители всегда держат слово, даже когда это очень сложно. Такое поведение обеспечивает им не просто хорошую репутацию в организации, а моральный авторитет. Усиливается их способность влиять. Сотрудники начинают верить: если руководитель что-то пообещал, то так оно и будет.
Исследователи компании Zenger Folkman решили изучить связь способности держать слово и выполнять взятые обязательства с общей эффективностью лидерства. Для этого они проанализировали 1,8 миллиона анкет обратной связи 162 000 руководителей из разных стран. Анкеты заполнили их руководители, подчинённые, коллеги и партнёры. У каждого руководителя в среднем было 13 оценщиков, которые оценили их по 60 лидерским поведенческим характеристикам.
Эксперты установили корреляцию между оценкой поведения «выполняет обязательства и держит обещания» и оценкой общей эффективности лидерства. Они увидели, что руководители, которые нарушают свои обязательства, наносят реальный ущерб не только своей репутации, но и эффективности. Результаты исследования отражены на диаграмме.
Дальнейшее исследование показало, что речь идёт не только о личном бренде руководителя, но и об эффективности всей организации. Специалисты изучили оценки вовлечённости 572 977 подчинённых, а также их ответы на вопросы:
- об их удовлетворённости работой и компанией;
- об их желании рекомендовать компанию как работодателя;
- о вероятности того, что они продолжат работать в компании в будущем;
- об их готовности прикладывать дополнительные усилия в работе.
Оказалось, что, когда руководители получали высокие оценки своей способности выполнять взятые обязательства, вовлечённость их сотрудников заметно возрастала. И напротив, при низких оценках она резко падала.
По словам Джо Фолкмана, признанного эксперта в организационной эффективности и развитии лидерства, сегодня, когда организации вкладывают все силы в удержание талантов, повышение ответственности и управление непрекращающимися изменениями, способность доводить дело до конца может оказаться самой недооценённой суперсилой, которой может обладать руководитель.
Выполнять свои обязательства и держать слово не значит говорить всегда и на всё «да». Это значит говорить «да» с намерением выполнить обещанное и дальше действовать так, словно от этого зависит, будут ли вам доверять окружающие (и это действительно так).
Пять рекомендаций, которые помогут вам сделать сильнее свою способность выполнять обязательства:
- Возьмите паузу перед тем, как дать обещание.
Вместо того, чтобы рефлекторно сказать «да, конечно», возьмите паузу. Спросите себя: «Есть ли у меня ресурсы и авторитет, чтобы это сделать?».
Если вы поймёте, что их нет, то либо откажитесь, либо сначала установите чёткие ограничения, уточнив, чего вы можете обещать, а чего - не можете.
- Отслеживайте выполнение взятых на себя обязательств.
Используйте специальные инструменты, напоминания, обычный ежедневник – всё, что поможет вам отслеживать свои действия по каждому обещанию, будь оно простым и легко выполнимым или сложным, требующим напряжения. Не воспринимайте эти действия как микроменджмент. Это гигиена руководителя. Где контроль, там и результат.
- Оперативно информируйте обо всех изменениях.
Жизнь идёт. Приоритеты меняются. А молчание убивает доверие. Если есть угроза выполнению обязательств, сразу же сообщите об этом. Пересмотрите ожидания, предложите альтернативу и будьте ответственны за результат.
- Не обещайте невыполнимого ради того, чтобы угодить.
Многие руководители с трудом решаются сказать «нет», так как они хотят, чтобы другие считали их полезными, способными, готовыми помочь. Но регулярно обещая невозможное и не выполняя этого или выполняя частично, вы стремительно разрушаете такой образ.
- Замыкайте цикл коммуникации.
Когда обещание выполнено, подведите итог. Скажите об этом вслух. Будьте хозяином результата. Это ещё больше укрепит доверие к вам.
При использовании публикации ссылка на smartvalues.ru обязательна.
