Для современного руководителя критически важна способность управлять изменениями. Большинство компаний ежедневно преодолевают сложности, связанные с цифровой трансформацией, нарастающей конкурентной борьбой и быстро меняющимися ожиданиями клиентов. Будущее организации, которая не может или не хочет меняться, весьма туманно. Компании остро нуждаются в руководителях, обладающих навыками управления изменениями, но в реальности лишь немногие из них обладают такими умениями.
Способность управлять изменениями наиболее важна для руководителей высшего уровня. Аналитики Zenger Folkman попросили около 1 млн. сотрудников разных компаний назвать компетенции, которые, по их мнению, максимально определяют успех лидера. По мнению четверти респондентов, управление изменениями – это одна из четырёх самых важных компетенций (выбирали из 19 Отличительных компетенций Выдающегося Лидера). Причём чем выше уровень руководителя, тем большее значение приобретает эта компетенция.
Что делает руководителя эффективным в управлении изменениями
Аналитики компании Zenger Folkman собирают и анализируют информацию о компетенциях руководителей в течение последних десяти лет. Они решили выяснить, какие именно умения позволяют руководителям добиваться успеха в управлении изменениями. Для этого они изучили данные тех людей, которые получили самые высокие оценки своей эффективности в этой области. Были выделены пять критических умений.
Как выяснилось далее, необходимо развивать все пять умений – только при таком условии руководитель сможет добиться успеха в управлении изменениями. Развитие четырёх умений до уровня выше среднего позволит лидеру повысить свою эффективность в управления изменениями до 64 перцентиля. Как только и пятое умение будет развито до такого же уровня, его эффективность возрастёт на 17 перцентилей и он окажется среди тех 20% руководителей, которых окружающие считают настоящими мастерами управления изменениями.
Что должен уметь руководитель, который хочет быть эффективным в управлении изменениями
- Поощрять инновации.
Инновации – это секретный ингредиент, который переводит сложный, болезненный процесс из категории «это невозможно сделать» в «это легко сделать». В большинстве случаев можно найти лучший – инновационный и более креативный - способ реализовать изменения. Однако очень часто руководители не видят его, так как все их силы брошены на движение к цели и преодоление преград. Самому лидеру необязательно глубоко погружаться в инновации. Зачастую в организации есть сотрудники, у которых возникают блестящие идеи по внедрению изменений. Задача руководителя – поддерживать их и помогать.
- Действовать быстро.
По данным исследования Zenger Folkman, руководители, которых отличает высокая скорость в действиях, в реализации изменений бывают в два раза эффективнее своих коллег. Все мы знаем, каково это – медленно, миллиметр за миллиметром, отклеивать пластырь. Снять его рывком будет гораздо быстрее и менее болезненно, но для этого нужно определённое мужество. Большинство из нас воспринимают изменения как долгий процесс, требующий большого напряжения, что только повышает его сложность, болезненность и сопротивление вовлечённых в него людей. Лидеры, способные ускорить этот процесс там, где возможно, обычно оказываются более успешными в долгосрочной перспективе.
- Поддерживать стратегическую перспективу.
Какова цель? Какой хочет стать организация? Приблизят ли её к цели планируемые изменения или, напротив, отдалят? Внедрять изменения, не имя чёткой стратегии, - это то же самое, что заблудившись в лесу, бежать куда глаза глядят. Слишком часто компании оказываются в ловушке: они увлекаются изменениями ради изменений, забыв привязать эти изменения к организационной стратегии.
- Развивать внешнюю перспективу.
Что происходит в большом мире? Какие тренды сейчас актуальны? Чем живёт рынок или ваша отрасль? Одно из естественных последствий внедрения организационных изменений – это сфокусированность сотрудников на внутренних процессах. Они могут забыть о том, что есть мир за пределами их компании, где также происходит что-то важное. Люди так заняты решением сложных задач, включая вопросы политики и конфликтные ситуации, что попросту не замечают внешних изменений. Внимание к тому, что происходит снаружи, особенно с клиентами, помогает осознать необходимость и ценность изменений.
- Вдохновлять и мотивировать.
Многие руководители стремятся запустить процесс изменений резко и мощно. Для этого они вводят жёсткие сроки, отчётность и правила, задают чёткие направления работы, делают акцент на ответственности. Это работает, поскольку такие меры вынуждают сотрудников двигаться вперёд.
Начинать изменения с сильного толчка вполне естественно в большинстве случаев. Но такой подход делает внедрение изменений труднейшей задачей с безальтернативным способом решения. Когда руководители сочетают давление (стимулируют результат) с вовлечением (вдохновляют и мотивируют), они достигают значительно лучших результатов.
При использовании материала ссылка на smartvalues.ru обязательна.