Для начала давайте выясним, кто такой Тед Лассо. Это главный герой одноимённого комедийного сериала. Сериал вышел в 2020 году и успел завоевать не только любовь зрителей в разных странах, но и немало наград.
Тед – тренер по американскому футболу, которого пригласили тренировать английский футбольный клуб. Решение кажется более чем странным, ведь это совсем другая игра. Однако всё объясняется просто. Ребекка Велтон, новый владелец клуба, хочет развалить его в отместку своему бывшему мужу.
Для Теда как для руководителя важнее всего построение отношений и эмпатия. Он всегда ставит на первое место потребности игроков. В первом сезоне сериала он помогает спортсменам справляться с эмоциональными проблемами и конфликтами и старается создать позитивную атмосферу в команде. В итоге он завоёвывает симпатию почти всех игроков и даже владельца команды. Но есть одна загвоздка: клуб редко выигрывает.
Большинство людей, посмотрев сериал, обещают себе быть добрее, дружелюбнее и заботливее. Так его главный герой влияет на зрителей.
Проявление эмпатии и построение позитивных отношений с другими людьми – чрезвычайно важные лидерские умения. По данным оценки по методу 360, проведённой специалистами Zenger Folkman для более чем 100 000 руководителей, компетенция «Построение отношений» занимает 7ое место в списке самых важных компетенций лидера.
По словам Джо Фолкмана, признанного эксперта в развитии лидерства, компетенция «Построение отношений» и эмпатия у Теда Лассо отлично развиты - на уровне 90го перцентиля. Это делает её выраженной сильной стороной главного героя сериала. Исследование Zenger Folkman показывает, что эффективность лидерства руководителя с одной выраженной сильной стороной оценивается на уровне 64го перцентиля. Такой результат делает Теда Лассо хорошим, но не выдающимся лидером.
Теду недостаёт стремления быть первым, стремления к победе. Его гораздо больше интересуют сами игроки, а не победа в матче. Некоторые полагают, что это ситуация «или-или»: руководитель умеет или с людьми ладить, или добиваться результата. Но по убедительным данным исследований Zenger Folkman, можно быть эффективным в двух направлениях.
Джо Фолкман разработал опросник для самооценки стремления к победе. Затем он сравнил данные такой самооценки с результатами оценки «Выдающийся Лидер» и выделили пять видов поведения, которые характеризуют высокий уровень стремления к победе:
- Бросает конструктивный вызов стандартным подходам.
- Призывает других рассматривать новые подходы и идеи.
- С готовностью поддерживает новые проекты или программы.
- Испытывает воодушевление, когда берёт на себя личную ответственность за сложные задачи.
- Привносит в команду высокий уровень энергии и энтузиазма.
Джо Фолкман изучил влияние построения позитивных отношений/эмпатии и стремления к победе на восприятие эффективности лидерства. Как показывает диаграмма ниже, эффективность лидерства руководителей с низким уровнем развития обоих навыков (ниже 75го перцентиля) окружающие оценивают на уровне 35го перцентиля. Хорошо развитые навыки построения отношений (выше 75го перцентиля) поднимают общую эффективность лидерства до 69го перцентиля. Ярко выраженное стремление быть первым обеспечивает рост эффективности лидерства до 74го перцентиля. Но, если руководитель одинаково хорош и в построении отношении, и в стремлении к победе, окружающие оценивают его лидерскую эффективность на уровне 91го перцентиля. Две компетенции, комбинация которых даёт значимый рост эффективности, эксперты Zenger Folkman называют сильным сочетанием.
Если ориентироваться на результаты исследования, лидерская эффективность Теда Лассо должна соответствовать 69му перцентилю, Стремление к победе и сама победа важны в любой деятельности, а с этим у него проблемы. Людям необходимо чувствовать азарт от достижения амбициозных целей, от расширения границ и выхода из зоны комфорта.
Влияние на членов команды
Для оценки влияния двух компетенций на членов команды, Джо Фолкман проанализировал то, как прямые подчинённые оценивают своих руководителей. Он попросил каждого из них сказать, в какой мере он/она готов(а) прилагать дополнительные усилия в работе. Речь идёт о действиях, который выходят за рамки официальных обязанностей и которые человек совершает по собственному желанию для достижения лучшего результата. Ежедневно, приступая к работе, сотрудники решают, будут ли они совершать такие действия - будут ли они вкладывать все свои силы, энергию и ум в достижение целей. Если в команде есть 10 человек, готовых прилагать 10% экстра-усилий, то суммарно их дополнительные усилия будут давать результат, который приносил бы ещё один сотрудник.
Диаграмма показывает количество прямых подчинённых, которые готовы делать больше. Обратите внимание, и здесь лучший показатель у руководителей с одинаково высокими уровнями развития навыка построения отношений и стремления к победе. В их командах таких сотрудников большинство - 62%.
Несомненно, Теду Лассо есть чему научить руководителей. Лидер, который проявляет эмпатию и выстраивает позитивные отношения, создаёт замечательную атмосферу в своей команде. Каждый её участник чувствует, что ему доверяют, его принимают и ценят. Однако, проявив стремление к победе, тренер мог бы привести команду к успеху.
Два поведения – построение отношений и стремление к победе – вместе формируют сильное сочетание. Если руководитель постоянно настраивает и подталкивает сотрудников к достижению лучших результатов, то люди воспринимают это как доказательство его заботы о команде и заинтересованности в её успехе.
По материалам сайта zengerfolkman.com.
Перевод компании SmartValues.
При использовании публикации ссылка на smartvalues.ru обязательна.