Википедия определяет терпение как «добродетель, спокойное перенесение боли, беды, скорби, несчастья в собственной жизни. Сдержанное ожидание благоприятных результатов чего-либо. В западном христианстве входит в число «Семи добродетелей».
Безусловно, в целом терпение воспринимается как привлекательное и социально желаемое качество.
Некоторое время назад эксперты в развитии лидерства Джек Зенгер (Jack Zenger) и Джозеф Фолкман (Joseph Folkman) из Zenger Folkman запустили исследование с целью измерить уровень терпения. Его участники должны были выбрать из предлагаемых вариантов те, которые наиболее точно описывали их поведение в той или иной ситуации. Пример вопроса: «Когда вы стоите в очереди и понимаете, что она движется медленнее других очередей в зале, вы:
- терпеливо ждёте, не придавая этому значения;
- теряете терпение и огорчаетесь».
Поскольку проявление терпения приветствуется в обществе больше, чем проявление нетерпения, авторы исследования опасались, что респонденты будут чаще выбирать вариант, в котором они предстают терпеливыми участниками событий. Однако их опасения не оправдались. На сегодняшний день в опросе приняли участие более 10 000 человек из разных стран мира. 60% из них оценили себя как нетерпеливых людей.
Менее терпеливые люди отмечали, что они быстро говорили, общаясь с коллегами, любили быструю езду на машине, проводили стремительные собрания и вообще работали в высоком темпе.
Интересные данные даёт анализ уровней лидерства участников исследования. Как показывает график ниже, 71% топ-менеджеров оценивают себя как нетерпеливых людей в то время, как такую же оценку дают себе только 50% супервайзеров и специалистов.
Большинство сотрудников часто наблюдают проявление нетерпения со стороны старших руководителей. Создаётся впечатление, что это часть их работы – то качество, которое требуют от них должностные инструкции.
Возникает вопрос: является ли нетерпеливость позитивным качеством для лидеров? Очевидно, что большая часть топ-менеджеров не обладает этой добродетелью.
Проигрывают ли нетерпеливые лидеры терпеливым коллегам?
Джек Зенгер и Джозеф Фолкман объединили и проанализировали данные самооценки терпеливости руководителей и их оценки по методу обратная связь 360°, которую им дали подчинённые, коллеги, начальники и другие люди, с которыми они регулярно взаимодействовали (в среднем 13 оценщиков). На основе результатов оценки 360° по 49 ключевым лидерским характеристикам исследователи рассчитали общий индекс эффективности лидерства. Они сравнили 143 терпеливых руководителя со 195 нетерпеливыми и обнаружили, что последние получили существенно лучшие оценки от окружающих.
В дополнение авторы исследования сравнили два типа руководителей по 16 Отличительным компетенциям Выдающегося Лидера. В таблице ниже приведены десять компетенций, по которым было выявлено значительное расхождение. Результаты представлены в перцентилях и получены путём сравнения показателей участников исследования с общемировой нормой.
Данный анализ позволил сделать три вывода:
- Нетерпеливость имеет позитивную корреляцию с достижением результатов. Она ассоциируется со скоростью, энергией и трансформацией.
- Такие компетенции, как Строит отношения, Развивает других, Сотрудничество и командная работа лучше развиты у лидеров, проявляющих больше терпения. Это значит, что руководителям важно понимать, что, если они постоянно торопят сотрудников, давят на них для того, чтобы те достигали лучших результатов, они рискуют ухудшить с ними отношения. С другой стороны, неизменная терпеливость будет способствовать укреплению отношений, но негативно скажется на достижении результатов в долгосрочной перспективе. В идеале руководителю следует научиться отслеживать реакцию людей на чрезмерное давление, а также видеть сигналы, говорящие о том, что организации нужен более терпеливый и понимающий лидер.
- Чрезмерная терпеливость руководителя приносит компании больше вреда, чем пользы.
Терпеливый лидер – добро или зло для организации?
Терпение может быть добродетелью. Бывают ситуации и целые периоды в жизни организации, когда проявление большего терпения со стороны руководителя даст лучший результат. Но при этом нельзя забывать о том, что слишком терпеливый лидер может стать пассивным. Нетерпеливые руководители более эффективны в осуществлении инноваций, управлении изменениями и решении проблем. В большинстве своём они – те люди, которые наполняют компанию энергией и задают высокий темп работы, основанный на понимании срочности решения тех или иных задач.
Организации по своей природе с трудом поддаются изменениям. Ощущение срочности ослабевает по мере продвижения вниз по организационной лестнице. Наличие нетерпеливых руководителей – ценный ресурс для компаний. Но, если вы относитесь именно к такому типу людей, почаще вспоминайте высказывание Абрахама Маслоу: «Когда ваш единственный инструмент – это молоток, любая проблема кажется вам гвоздём». Бывают времена, когда вам нужно проявить терпение. Терпение – это добродетель. И те, кому оно совсем не свойственно, рискуют породить гнев. Лидерам необходимо научиться достигать баланс между терпеливостью и нетерпеливостью - на пути к успеху организации нуждаются в обоих качествах.
Источник >>>.
Перевод SmartValues.
При использовании материала ссылка на smartvalues.ru обязательна.