Вести разговор с человеком, чьё мнение существенно отличается от нашего, бывает очень непросто. Джозеф Гренни (Joseph Grenny), соавтор бестселлера «Трудные Диалоги. Что и как говорить, когда ставки высоки», даёт несколько советов, которые помогут сделать общение содержательным и комфортным.
1. Избегайте прилагательных и других эмоционально заряженных определений.
Описывая точку зрения другого человека, не используйте эмоционально окрашенные, провоцирующие сильную реакцию слова. Например, ваше высказывание «Экономическая война – самоубийственное решение для обеих сторон. Неужели у него нет элементарных знаний в области экономики?» предсказуемым образом повлияет не только на вашего собеседника, но и на вас.
Я советую вам быть аккуратнее с прилагательными не для того, чтобы скрыть ваши истинные мысли. Цель моей рекомендации – не позволить чувству разобщённости с собеседником захватить вас. Вы не можете общаться с тем, кого не уважаете. Слово «общение» имеет единый корень с «сообществом». Общение подразумевает действия сообща, нахождение общего. Чем активнее вы используете эмоционально окрашенные определения, тем меньше вероятность обнаружения точек соприкосновения с другой стороной.
Безусловно, ваше мнение может существенно отличаться от мнения собеседника, и я вовсе не предлагаю вам маскировать это различие. Важно следить за чистотой и целостностью используемых фактов и стараться не «украшать» их взрывоопасными историями.
Фраза, с которой мы начали разговор, может звучать так: «Моё знание истории экономики говорит о том, что экономические войны обычно наносят урон всем вовлечённым сторонам».
2. Делитесь фактами.
Если вы ожидаете от других, что они будут придерживаться фактов, убедитесь в том, что сами вы именно так и делаете, даже в компании друзей. Пусть это будет непреложным правилом для вас – начинайте делиться своими выводами и мыслями с фактов, на основе которых вы их сформировали.
Например, вы считаете, что тарифы слишком высоки. Что заставляет вас так думать? Задавшись этим вопросом, возможно, вы, как и я, с прискорбием обнаружите, что просто повторяете высказывания тех, с кем проводите время или чьи статьи в газетах читаете. И вам нелегко будет вспомнить, какие же факты привели вас к тем или иным выводам.
3. Терпеливо помогайте собеседнику пройти его Путь к Действию.
Модель «Путь к Действию» показывает, что наши действия – это итог прохождения пути, который начинается с того, что мы что-то видим или слышим. Далее мы рассказываем себе историю по поводу полученной информации. История порождает у нас чувства. А чувства определяют наши действия.
Проблема в том, что наш мозг устроен так, чтобы не хранить ничего лишнего. Поэтому в нашей памяти остаются только наши мысли и чувства по поводу тех или иных событий, явлений и людей. А то, что их вызвало, быстро забывается. Мы не помним всех фактов, которые запустили наши чувства и истории. Вот поэтому мы не способны провести качественную проверку собственных выводов, но с энтузиазмом отстаиваем их правильность. Знание этой особенности позволит нам быть более терпеливыми по отношению к себе и к собеседнику. Все люди заблуждаются. Но мы можем помочь друг другу выйти из заблуждения.
Когда кто-то говорит вам о том, что он/она «думает» или «чувствует», мягко и уважительно помогите этому человеку восстановить причинно-следственную связь. Спросите о том, что из увиденного, услышанного, сделанного породило такие истории и чувства. Не указывайте на слабость и несостоятельность аргументации собеседника. Этим вы спровоцируете защитную реакцию и разрушите атмосферу безопасности. Только чувствуя себя комфортно и безопасно, мы можем критически взглянуть на свои идеи и, возможно, пересмотреть их.
Оригинал статьи. Перевод SmartValues.
При использовании материала ссылка на SmartValues обязательна.