Одного сотрудника понизили в должности после его высказывания на собрании. Другой разрушил свою карьеру, оставив порочащий репутацию работодателя комментарий в Facebook. Третья получила жёсткий выговор за то, что нарушила субординацию и пожаловалась руководителю на нехватку сотрудников в отделе (их действительно не хватало, так как незадолго до этого двоих уволили) и слишком большой объём работы.
По данным нового исследования Джозефа Гренни (Joseph Grenny) и Дэвида Максфилда (David Maxfield), авторов бестселлера «Трудные Диалоги» и со-основателей компании VitalSmarts, каждый сотрудник либо сам высказывал комментарий, имевший губительные последствия (таких 69%), либо был свидетелем того, как это делал коллега (83%).
«Спонтанные действия и высказывания могут иметь поистине ужасающие последствия, - отмечает Джозеф Гренни. – Люди полагают, что то, что они секунду назад о вас узнали, содержит больше правды, чем вся та информация, которую они получали, спокойно и размеренно общаясь с вами на протяжении долгого времени. Им кажется, что теперь-то они лучше понимают вашу суть, мотивы и возможности».
Исследователи выделили пять типов самых распространённых катастрофических комментариев:
1. «Самоубийство» посредством обратной связи (23%): вы ошибочно думали, что другим людям нужна обратная связь и они смогут принять правду.
2. Карма сплетника (21%): вы конфиденциально поделились мыслями о ком-то или о чём-то с коллегой, а в итоге ваши мысли стали достоянием общественности.
3. Запретные темы (20%): вы высказались о национальной принадлежности, сексе, политике или религии, а ваши собеседники исказили ваш комментарий, неправильно его поняли, использовали его против вас и т.п.
4. Ярость слова (20%): вы не смогли совладать с эмоциями и использовали грубые оскорбительные слова, чтобы выразить своё мнение.
5. Прокол «Ответить всем» (10%): используя технологии (электронную почту, конференц-связь, мессенджеры и т.п.), вы случайно распространили информацию, которая может навредить.
Итоги онлайн-опроса с участием 780 сотрудников показали, какие разрушительные последствия для карьеры могут иметь оговорки и неосторожные суждения:
· отказ в повышении заработной платы, продвижении по службе или увольнение – 31%;
· испорченные или разрушенные деловые отношения (27%);
· запятнанная репутация (11%).
Джозеф Гренни поясняет, что последствия одного неаккуратного высказывания у кулера с водой могут быть катастрофическими, поскольку люди склонны судить о других на основании того, что те говорят в моменты слабости. «Мы постоянно ищем случайные комментарии, которые подтверждают наши предположения. Нам кажется, что в большинстве случаев люди сообщают правду, высказываясь неожиданно и спонтанно», - говорит исследователь.
По словам Дэвида Максфилда, сказать какую-нибудь бестактность или глупость может любой. Но чтобы исправить ошибку, нужны особые навыки. По данным исследования, нехватку таких навыков испытывает каждый четвертый (27%). А уверены в своих способностях исправлять ошибки лишь 20%.
«Неудивительно, что такие катастрофические высказывания то и дело слетают с наших уст, - говорит Максфилд. – У всех бывают плохие дни, когда мы неправильно оцениваем происходящее или просто неудачно формулируем свои мысли. Однако моих коллег и меня больше всего беспокоит неспособность людей работать с этими ситуациями так, чтобы они не вредили отношениям и карьере».
Кроме развития нужных навыков Джозеф Гренни призывает руководителей подумать о создании такой среды, где можно безопасно выражать своё мнение. Почти половина (46%) участников исследования заявила о том, что рабочая атмосфера не располагает к тому, чтобы исправлять ошибки или приносить извинения за них в случаях, когда люди неаккуратны в высказываниях.
«Истории, когда слова человека явственно демонстрируют его некомпетентность или неприемлемую моральную оценку, являются скорее исключениями из правил, - поясняет Гренни. - Часто люди говорят о вопросах, важных, по их мнению, для бизнеса, и получают наказание за свою честность. Даже если вопросы эти спорные. Вместо того, чтобы наказывать сотрудников за их прямоту, руководителям следует создать такую культуру, где люди могут без опасений делиться мыслями друг с другом, независимо от званий и должностей».
Гренни и Максфилд дают три совета, которые помогут сохранить карьеру, отношения и достигнутые ранее результаты в ситуации, когда было сказано лишнее.
1. Вы сказали что-то неправильное или совершенно недопустимое.
Что нужно сделать: Принести извинения – внятно и развёрнуто. Повязка на рану должна быть такой же по размеру, как и сама рана. Если вы красочно и во всеуслышание высказали своё отвращение к начальнику, то банальное «простите» не поможет. Другим людям необходимо услышать такое извинение, которое по насыщенности содержанием и эмоциями будет соответствовать силе негативных чувств, которые вы только что у них вызвали.
2. Вы сказали что-то само по себе правильное, но ваше высказывание было неверно воспринято.
Что нужно сделать: Здесь все гораздо сложнее. Однако извинение по-прежнему должно соответствовать степени огорчения другой стороны. Перед вами стоят три задачи:
1). Признайте, что ваши слова прозвучали настолько обидно, насколько это показалось собеседнику/оппоненту. Не переходите к решению второй задачи до тех пор, пока не справитесь с первой.
2). Сформулируйте вашу точку зрения по обсуждаемому вопросу так, как это следовало бы сделать изначально.
3). Повторите пункт 1.
3. Вы сказали что-то, в чём уверены, но чего не следовало говорить человеку в вашей должности.
Что нужно сделать: И вновь извинитесь.Если вы высказали мнение, которое не является официальной точкой зрения вашей организации, вам следует извиниться так, словно вы сами не верите в то, что сказали. Такой ход может показаться лицемерием, но это не так. Извинения приносите не вы как индивидуум, а вы как должностное лицо. Таким образом, ваше извинение исправляет то, что действительно нуждается в исправлении - сорвавшееся с ваших губ безответственное суждение. Вы осознали, что не должны высказываться от имени компании в том формате, который кажется допустимым лично вам.
Гренни обращает внимание на важность мгновенного реагирования и извинения после неудачного высказывания. Вам нужно вызвать сомнение в том, что вы только что сказали. Также он говорит о необходимости противопоставить действия словам – сделанное должно опровергать сказанное.
Перевод SmartValues.
При подготовке статьи использованы публикации «Pink Slips of the Tongue: VitalSmarts Study Reveals the Top Five One-Sentence Career Killers» и «New Study: How to Kill Your Career in One Sentence».
При републикации ссылка на smartvalues.ru обязательна.