Обратная связь – это инструмент, который может как стимулировать профессиональное и личностное развитие сотрудников, так и сделать его невозможным. Обратная связь может вдохновлять и вести к успеху. Но также она может вызывать неприязнь и даже ужас. Как именно повлияет полученная информация на человека, зависит от того, как её предоставляют, принимают и используют.
Существует несколько наиболее распространённых представлений об эффективной обратной связи на работе:
- обратная связь должна исходить от руководителя сотрудникам;
- предоставление обратной связи происходит по инициативе руководителя, он/она выбирает время и место для беседы.
- обратная связь крайне полезна для сотрудников и должна хорошо ими восприниматься.
Эти традиционные идеи об обратной связи во многих случаях оправданы. Однако, по мнению Джо Фолкмана, признанного эксперта в вопросах организационной эффективности и лидерства, если мы откажемся от убеждения, что предоставление обратной связи – это обязанность и ответственность руководителя, и сделаем этот процесс двусторонним, то добьемся выдающихся результатов. Другими словами, если мы посмотрим на обратную связь не как на то, что необходимо давать, а как на то, что лучше работает, если его запрашивать, то польза от неё будет гораздо больше.
Исследование Zenger Folkman с участием 4 213 сотрудников разных компаний, прошедших оценку 360°, показало чёткую связь между эффективностью запрашивания обратной связи и общей эффективностью. Под эффективностью запрашивания обратной связи авторы исследования подразумевают такую характеристику, как «проявляет инициативу, запрашивая обратную связь». Результаты представлены на графике ниже.
Если говорить о возрастных особенностях, то эффективность запрашивания обратной связи снижается с возрастом. Когда молодые сотрудники только приступают к работе, многие из них хотят знать, как у них идут дела, и просят дать им обратную связь. С возрастом люди становятся более уверенными в себе, поэтому обратную связь они запрашивают реже. На следующем графике представлены результаты, полученные в ходе оценки по методу 360 градусов 2503 руководителей и специалистов.
Эксперты дополнительно проанализировали полученные данные, чтобы понять, какие преимущества даёт запрашивание обратной связи. Вот что они выяснили:
Те, кто регулярно запрашивают у окружающих обратную связь,
- … демонстрируют значительно большую готовность менять своё поведение. Когда люди сами просят окружающих дать им обратную связь, их желание изменить своё поведение возрастает. Также меняется их отношение к тому, что им сообщают. Фактор неожиданности сведён к нулю, поэтому они не испытывают настороженности или неприязни, выслушивая обратную связь.
- …воспринимают обратную связь гораздо более позитивно и открыто. Нежеланная обратная связь часто вызывает гнев или обиду. В нейрофизиологии такая реакция называется «захват миндалевидного тела». Она активизирует ту часть мозга, которая интуитивно реагирует на опасность. Такая эмоциональная реакция подавляет любую возможность конструктивного развития событий. Запрашивая обратную связь, люди чувствуют себя гораздо увереннее, потому что сами проявляют инициативу и сами задают вопросы.
- … по мнению окружающих, более качественно предоставляют обратную связь другим. С одной стороны, они получают ценную практику, запрашивая обратную связь. С другой стороны, запрашивая её, они дают окружающим понять, насколько ценят их мнения и идеи. Всё это делает их более эффективными и в предоставлении обратной связи.
- … гораздо чаще хвалят других людей и дают им позитивную обратную связь. Они настроены позитивно по отношению к обратной связи в целом и более склонны к тому, чтобы отмечать достижения окружающих.
- … получают более высокие оценки умения повышать самооценку других людей. Регулярно запрашивая обратную связь, люди улучшают свои навыки межличностного общения, эмпатию и эмоциональный интеллект. Это делает их более внимательными и заинтересованными по отношению к окружающим.
- … больше вдохновляют других людей и помогают им добиваться лучших результатов. Они на собственном опыте узнали, какую пользу может принести информация, полученная от окружающих, поэтому с готовностью предлагают другим свою помощь в развитии.
- … получают более высокие оценки своей общей эффективности. Это коммулятивный эффект всех перечисленных выше факторов.
При использовании публикации ссылка на smartvalues.ru обязательна.