Родитель подростка как никто другой знает о трудностях в общении с детьми. Порой взрослым остаётся только догадываться о том, что волнует ребёнка, что он думает и чувствует. «Упираюсь в стену», «брожу в тумане», «нахожусь в вакууме», «пробираюсь по минному полю» — так родители порой описывают свой опыт общения с подростками.
Вопросы, над которыми мы предлагаем подумать, – вернее, честные ответы на них, – помогут превратить молчание подростка в честный разговор, а конфликт — в возможность сблизиться. Они будут полезны и в ситуации, когда есть проблемы, и если общение в семье складывается хорошо. В первом случае они помогут родителям увидеть свои ошибки и понять, над чем следует поработать. Во втором – провести что-то вроде аудита. Эти вопросы сформулированы на основе методики ведения трудных диалогов. В них заложены открытость, честность, психологическая безопасность, уважение и поиск общих целей.
1. Верит ли мой сын/дочь, что я на самом деле уважаю его/её?
Не просто говорю «я тебя уважаю», а показываю это своим тоном, вниманием, готовностью выслушать даже то, что мне не нравится и кажется неправильным.
2. Может ли мой ребёнок думать, что мои планы в отношении него важнее, чем его собственные планы и мечты?
«Ты должен поступить в вуз, музыка не может быть основной профессией» — звучит как забота, с точки зрения родителя. А подросток может слышать в этом отказ признать его право на выбор и обесценивание его мнения.
3. Делал(а) ли я в прошлом что-то такое, что могло подорвать доверие сына/дочери ко мне?
Невыполненное обещание; что-то, что было сказано всерьёз, а потом названо «шуткой»; рассказанный другим людям секрет ребёнка – любая из этих «мелочей» может подорвать или даже разрушить доверие подростка к родителю.
4. Когда мой подросток наконец-то решился открыться, почувствовал ли он после разговора, что я понял(а), уважаю и люблю его — таким, какой он есть?
Или ребёнок ушёл с ощущением, что его осудили, в нём разочаровались или попытались «перевоспитать»?.
5. Чувствует ли дочь/сын себя достаточно безопасно со мной, чтобы говорить честно и открыто о своих тревогах и переживаниях?
Может ли он/она сказать: «Мам, я не хочу здесь больше учиться» или «Пап, я не понимаю, в чём смысл того, что я делаю» без опасения вызвать у родителя раздражение или возмущение?
Задайте себе эти вопросы. Не для того, чтобы стать идеальными родителями, а для того, чтобы стать ближе.
При использовании материала ссылка на smartvalues. ru обязательна.

Узнайте о том, как лицензионная программа «Трудные Диалоги» поможет вам открыто, конструктивно и уважительно обсуждать самые сложные вопросы:
+7 (495) 626−3006.

