По данным исследования нашего партнёра компании Crucial Learning, стиль общения руководителя в критически важных, стрессовых ситуациях напрямую влияет на эффективность его подчинённых. Если он склонен замыкаться в себе или, напротив, взрываться, в его команде с большей вероятностью будет низкий уровень вовлечённости, срыв сроков выполнения работ, проблемы с бюджетом и качеством со всеми вытекающими последствиями.
К сожалению, слишком многие команды становятся жертвами вспыльчивых, импульсивных руководителей. Как выяснилось, каждый третий менеджер не умеет адекватно реагировать на сложные, напряжённые ситуации:
- 53% руководителей излишне контролируют сотрудников,
- 45% огорчаются и поддаются эмоциям,
- 45% игнорируют или отвергают идеи извне,
- 43% злятся и раздражаются,
- 37% избегают прямого разговора,
- 30% говорят неправду и хитрят.
Такое поведение руководства по принципу домино распространяется и на подчинённых. Как показывает исследование, они также неэффективно справляются со стрессом:
- 62% задумываются об увольнении
- 56% закрываются и уходят от взаимодействия,
- 47% испытывают разочарование и злость,
- 40% жалуются.
Дэвид Максфилд, профессор психологии Стенфордского университета, отмечает большое влияние стиля общения лидера на команду: «Никто не работает в изоляции. В ситуации давления и напряжения каждое наше действие сказывается на результате. Когда мы ведём себя неэффективно, мы не только задеваем чувства других людей - мы наносим вред их способности решать задачи и добиваться нужных результатов».
Джозеф Гренни, соавтор бестселлера «Трудные Диалоги», комментирует социальный контекст полученных данных: «Лидеры есть везде – не только в бизнесе, но и в политике, и в самых разных группах и сообществах. И все они должны осознавать степень своего влияния. Люди, которые верят им, будут не просто копировать их неправильный стиль общения – своим поведением они поставят под угрозу достижение целей».
Исследование также показывает возможности для позитивных изменений. Менеджеры, которые остаются в диалоге несмотря на внешнее напряжение – то есть в общении они спокойны, собраны, открыты, прямолинейны, проявляют интерес к мнению своих сотрудников и желание слушать их, - получают лучшие результаты от своих команд. Если сравнить их показатели с показателями команд руководителей, склонных к уходу от взаимодействия или к агрессии, то мы увидим, что они:
- на 56% чаще достигают стандартов качества работы,
- на 47% чаще укладываются в сроки,
- показатели соблюдения правил безопасности у них на 34% выше,
- расходуют бюджет на 25% эффективнее.
Интересно, что вопреки распространённому мнению способность или неспособность руководителя вести диалог в критически важных, напряжённых ситуациях никак не связана с возрастом или полом. Научиться качественно общаться в таких обстоятельствах могут все. Важно придерживаться следующих правил:
- Говорите сразу, не откладывайте разговор. В ситуации стресса или напряжения большинство из нас думает о том, что будет, если они открыто заговорят о проблеме. Мастера трудных диалогов в первую очередь анализируют риски молчания. Они понимают, что, если они не будут говорить сразу же и каждый раз, когда возникает проблема, они её только усугубят.
- Изучите ваши истории. Когда мы испытываем стресс или чувствуем угрозу, мы усиливаем свои негативные чувства, придумывая истории о Злодее, Жертве и Беспомощном. Первый тип историй призван сделать более явными и яркими неприятные характеристики других людей. Второй тип превращает нас в невинных страдальцев, которые не имеют отношения к возникновению проблемы. И третий тип рационализирует наши реакции – «я ничего не мог(-ла) сделать!». Возьмите под контроль эмоции и критически изучите свою историю.
- Создайте безопасность. Когда вы общаетесь, находясь под давлением, балом правят ваши эмоции. Они могут свести к нулю ваши самые добрые намерения и вызвать у собеседника желание защититься или устраниться. Оказывается, люди редко занимают защитную позицию в разговоре из-за того, что и как мы говорим. Они защищаются из-за того, с какой целью, по их мнению, мы это говорим. Поэтому, в напряжённой ситуации первым делом чётко озвучьте свои позитивные намерения. Если другой человек чувствует себя в безопасности рядом с вами, то он/она будет гораздо более открыт(-а) в общении.
- Начните с фактов. Когда ставки высоки, под воздействием эмоций наш мозг часто служит нам плохую службу. Мы делаем выводы, основываясь на чувствах, и нам кажется, что мы говорим разумные, логичные вещи. На самом деле мы игнорируем факты. Именно поэтому прежде, чем начать разговор, важно собрать факты. Подумайте о том, почему у вас возникли те или иные мысли и чувства. Вам это поможет перенастроить собственные чувства, а вашему собеседнику – понять вашу реакцию.
При использовании материала ссылка на smartvalues.ru обязательна.
Узнайте о том, как лицензионная программа «Трудные Диалоги» поможет вам справляться с негативными эмоциями и спокойно и конструктивно обсуждать самые сложные вопросы: https://td.smartvalues.ru/, info@smartvalues.ru, +7 (495) 626-3006.