Вам кажется, что руководитель вас не ценит, воспринимает вас несерьёзно и даже проявляет к вам неуважение. Вы хотите рассказать ему или ей о том, что такое отношение вас беспокоит и негативно влияет на вашу работу. Но как сделать это правильно? Ведь такой разговор может только ухудшить ситуацию.
Для начала стоит разобраться со своими историями.
Авторы блога Crucialskills.com на днях получили такое письмо:
"Я новый сотрудник в компании, поэтому у нас с руководителем еженедельно проходят встречи, на которых мы обсуждаем мою работу. В середине разговора он может выйти по личным делам. Также он позволяет другим сотрудникам заглядывать в кабинет, чтобы что-то спросить.
Все эти помехи меня расстраивают и выбивают из колеи. Но он владелец компании, а я совсем недавно занял в ней менеджерскую должность.
Я обсуждал эту ситуацию с коллегами. Они говорят, что начальник всегда так ведёт себя, он никогда не изменится и надо просто привыкнуть.
Но мне кажется, он совершенно меня не ценит и считает, что на меня не стоит тратить его время и внимание. Что я могу сказать ему, чтобы, оставаясь уважительным и профессиональным, помочь ему понять мои чувства?
Искренне Ваш,
Новенький".
Отвечает Дэвид Максфилд (David Maxfield), вице-президент по исследованиям, VitalSmarts:
Уважаемый Новенький,
у собственника компании большая свобода действий, а то, что вы описываете, не выглядит откровенно враждебным поведением. Поэтому советую начать с исследования вашего восприятия намерений руководителя. В этом помогут приёмы и инструменты методики "Трудные Диалоги".
Изучите свою Историю
Вы рассказываете себе историю о поведении руководителя – о том, что его действия демонстрируют неуважение к вам. Как следствие, вам кажется, что вас совсем не ценят. Задайте себе следующие вопросы:
- Располагаю ли я всеми фактами, которые доказывают, что моя история правдива?
- Есть ли другие, более позитивные истории, которые соответствуют тому же набору фактов?
Вот два примера таких историй:
История №1: Для вашего руководителя его компания – это продолжение его дома, а офис – это его гостиная. И для него пригласить вас на еженедельную беседу в кабинет – то же самое, что пригласить вас в гости. Начальник не желает уязвить вас. Он обращается с вами с тем же уважением, какое бы он проявил по отношению к любому гостю своего дома.
История №2: Ваш руководитель хочет, чтобы сотрудники компании чувствовали себя, как одна семья, возглавляемая им. Поэтому он игнорирует некоторые правила делового общения, обезличенные и слишком сухие, которые приняты в большинстве организаций. Вместо них он поощряет более личные, неформальные отношения. Встретиться с ним – это как, например, выпить пива вместе с тестем, когда платит тесть. Нельзя сказать, что вы с ним на равных. Тесть задаёт тон и программу встречи: он устраивает перерывы, звонит родным и отвечает на их звонки тогда, когда ему это нужно. И ни одно из его действий не нацелено задеть вас.
Вы пишете о том, что ваши коллеги не думают, что босс когда-либо изменится. А они этого хотят? Или же его поведение для них комфортно? Может ли быть так, что вы единственный, кому оно не нравится?
Управляйте своей Историей
Я предложу вам несколько приёмов, которые могут помочь вам изменить поведение руководителя. Но гарантии они не дают.
Вы не можете контролировать своего босса. Вы можете контролировать лишь свою реакцию на его поведение. Если у вас не получается управлять своей историей – другими словами, если у вас не получается принять поведение руководителя и чувствовать себя комфортно в его обществе, - тогда вам придётся либо убедить руководителя измениться, либо уволиться из его компании.
Создайте правильный настрой
Прежде, чем перейти к действиям, спросите себя, чего вы на самом деле хотите в долгосрочной перспективе для себя, для своего начальника и для организации. В письме вы задаёте вопрос, который сфокусирован на том, как вы себя чувствуете в создавшейся ситуации. В идеале темой вашего разговора с боссом не должны быть вы и ваши чувства. Вам следует говорить об интересах трёх сторон: руководителя, бизнеса и вас.
Конкретизируйте свои ожидания
Вы хотели бы изменить стиль проведения ваших еженедельных встреч. Подумайте о том, чего именно вы хотите добиться.
Не стоит просить о чём-то абстрактном вроде уважения. Пусть ваша просьба будет максимально конкретной: меньше незапланированных перерывов, меньшая продолжительность встреч, чёткий план беседы и т.д.
Создайте мотивацию
Запишите плюсы и минусы каждого желаемого изменения как для вас, так и для руководителя. Что босс приобретёт или, напротив, потеряет, если, например, перестанет отвечать на телефонные звонки во время ваших встреч? Как это изменение поможет ему достигать его цели? Постарайтесь посмотреть на ситуацию с его позиции и найти баланс важного для вас и для него. Сосредоточьтесь на интересах руководителя и бизнеса вместо того, чтобы думать лишь о своих ощущениях во время встреч. Примите тот факт, что ваши чувства могут занимать далеко не первые строки в списке его приоритетов.
Внесите свой вклад
Сделайте свой вклад в повышение эффективности встреч. Внесите их в календарь с указанием времени начала и завершения. Составьте план беседы, принесите его в распечатанном виде на встречу и старайтесь придерживаться его. При этом будьте корректны и внимательны к руководителю. Иначе он может интерпретировать ваши действия как стремление к исключительно профессиональным, формальным отношениям.
Во время встречи
В начале встречи дайте боссу понять, что вы ограничены во времени. Это задаст нужный темп беседе и поможет следить за временем. Если же руководитель решит сделать перерыв, вы можете сказать: «Пожалуйста, скажите мне, когда будете готовы продолжить. Или, если вам это удобнее, мы можем перенести встречу на другое время». После этих слов вы можете покинуть кабинет и ждать от него сигнала.
По материалам блога Crucialskills.com. Перевод SmartValues.
При использовании ссылка на www.smartvalues.ru обязательна.
Изучить все приёмы и инструменты ведения трудных диалогов вы можете на тренинге «Трудные Диалоги».
Подробности и регистрация: http://td.smartvalues.ru/.