Как стоит вести себя, если другой человек своими словами или действиями задевает вас? Можно пойти в атаку и без промедления высказать всё, что вы думаете. Можно сделать вид, что всё в порядке, и продолжать испытывать негативные эмоции. В терминах методики «Трудные Диалоги» эти два варианта называются «дурацким выбором» - говорить либо уважительно, либо честно. Лучший способ отказаться от этого выбора - найти другие альтернативы.
Предлагаем рассмотреть их на примере такой ситуации: после объединения двух компаний у вас появились новые коллеги по проекту. В вашем присутствии они ведут себя достаточно развязно, отпускают скользкие шутки, фамильярно с вами разговаривают, используют нецензурную лексику. Для вас это непривычно, неприятно, и такая манера общения явно не способствует работе над проектом. Как провести с ними трудный диалог, чтобы, с одной стороны, донести свои мысли и чувства, а с другой – сохранить нормальные рабочие отношения, а по возможности даже улучшить их?
Надеюсь, вам помогут наши рекомендации.
1. Создайте безопасность … для других.
Готовясь к трудному диалогу, мы гораздо больше озабочены своим состоянием, чем состоянием собеседника. Мы думаем о том, как неуверенно себя чувствуем, как неприятен нам предстоящий разговор и ищем способы облегчить его… для себя. Всё это вполне естественно. Никто не любит делать то, что вызывает у него/неё страх. Поэтому мы и стараемся снизить градус этого страха. Для себя.
Однако если мы хотим успешно провести трудный диалог, нам нужно уделять не меньше - если не больше - внимания состоянию другого человека. Когда тебе говорят, что ты сделал что-то неправильное или кого-то обидел, это пугает. А испуг провоцирует защитную реакцию.
Подумайте о том, как донести до «обидчика» свою мысль так, чтобы ему/ей было легче воспринять её.
Будет хорошо, если в начале разговора вы озвучите свои намерения:
- У вас нет цели раскритиковать новых коллег или пожаловаться.
- Вам нравится работать в новой команде и новой компании, и для вас это прекрасная возможность научиться чему-то новому.
- Вы настроены на долгосрочное успешное сотрудничество.
- Вы бы хотели обсуждать важные вопросы по горячим следам вместо того, чтобы «заметать их под ковёр».
- Вы бы хотели не только поделиться своими мыслями, но и узнать мнение коллег.
2. В первую очередь предполагайте недостаток нужных навыков у собеседника, а не наличие дурных мотивов.
Обычно неподобающее поведение, проявление неуважения или агрессии со стороны других людей мы объясняем их дурными намерениями. «Им всё равно», «Они меня не уважают», «В этом вся их сущность – пренебрежение и равнодушие». Подобные выводы мы делаем молниеносно.
С такими установками конструктивный диалог невозможен.
А что если эти люди считают, что они нормально ведут себя. Возможно, они всегда так общаются с новыми коллегами. Возможно, они и не знают, что можно делать это как-то иначе.
Если вы думаете, что такого не может быть, то подумайте тогда и вот о чём: может ли быть так, что никто и никогда не отваживался или просто не утруждался дать этим людям искреннюю обратную связь? Может ли быть так, что окружающие, оказавшись перед дурацким выбором (высказаться или сохранить отношения), выбирали молчание, а не поиск третьего варианта?
3. Узнайте мнение других.
Готовясь к разговору, вы, возможно, захотите проверить правильность своей точки зрения. Попросите помощи у двух коллег, с которыми давно работаете. Обратилилионивниманиенаповедениеновыхсотрудников? Что они думают? Взгляд со стороны поможет вам укрепить свою позицию.
Если ваше мнение не совпадает с мнением коллег, это не значит, что вы должны изменить его. Возможно, поведение новых сотрудников было ими замечено, но не оказало такого влияния, как на вас. Или они не сочли его обидным.
Видение других может дать вам лучшее понимание и своих мыслей и чувств, и ситуации в целом.
4. Выстраивайте отношения и налаживайте контакты.
Вам важны хорошие отношения с новыми коллегами. Начав их с правильного трудного диалога, вы заложите фундамент доверия и уважения («Вы всегда можете рассчитывать на мою честность и открытость»). Но доверие и уважение – это не всё, что нужно для по-настоящему хороших рабочих отношений. Также нужны веселье, компетентность, общая цель, юмор и т.п.
Начало оказалось немного напряжённым. Теперь важно создать позитивный опыт, и лучше заняться этим сразу же. Вы намерены сказать новым коллегам, что они делают что-то, с чем вы не согласны, что вам не нравится. Помогите им понять, какое поведение вызовет у вас обратную реакцию.
По материалам сайта http://www.crucialskills.com.
При использовании ссылка на smartvalues.ruобязательна.
Изучить все приёмы и инструменты ведения трудных диалогов вы можете на тренинге «Трудные Диалоги».