Все родители школьников мечтают о том, чтобы дети легко и с удовольствием учились и самостоятельно, без напоминаний делали уроки. Однако так бывает далеко не во всех семьях, особенно в середине или к концу учебного года, когда накапливается усталость. И тогда начинаются просьбы, затем проповеди и взывания к разуму и совести. Если они не помогают, то взрослые переходят к уговорам или торгу. То есть, оказавшись в такой ситуации, мы пробуем какой-то подход, он не срабатывает, мы делаем что-то другое – и так до тех пор, пока не приходим к выводу, что в нашем арсенале остались только жёсткие административные решения.
Чаще всего такая цепочка действий ведёт к проигрышу обеих сторон. Вместо неё предлагаем воспользоваться инструментом «Шесть Источников Влияния» (Six Sources of Influence™), который осваивают участники бизнес-практикума «Мастер Влияния» (Influencer™)*.
Модель "Шесть Источников Влияния"
В его основе следующая идея: чтобы что-то сделать, у человека должны обязательно быть и необходимые навыки, и мотивы. То есть нужно хотеть и уметь это сделать. Модель «Шесть Источников Влияния» помогает изучить мотивы и способности на трёх уровнях: Личном, Социальном и Структурном. Мы можем расширить своё восприятие поведения других людей, приняв во внимание те факторы, которые обычно игнорируем.
Давайте проанализируем ситуацию, описанную в начале статьи, с помощью модели «Шесть Источников Влияния».
Источник влияния №1: Личная Мотивация
Этот источник оценивает внутренние мотиваторы, влияющие на поведение человека. Видит ли ребёнок ценность в учёбе? Получает ли он от неё удовольствие? Очевидно, что в нашей ситуации ответом на эти вопросы будет «нет». Вы можете сказать, это и без модели понятно. Но первый источник даёт нам важную информацию. Если в течение длительного времени человек сталкивается с серьёзными трудностями, у него накапливается разочарование, что в итоге начинает негативно влиять на его мотивацию. Поэтому у заявления «я ненавижу учёбу» на самом деле может быть другой смысл. За разъяснениями обратимся ко второму источнику влияния.
Источник влияния №2: Личная Способность
Он рассматривает навыки, знания и другие ресурсы, которые человек задействует в конкретном поведении. К сожалению, люди устроены так, что неспособность что-либо сделать негативно влияет на их мотивацию и эта деятельность постепенно перестаёт им нравиться. Следовательно, можно предположить, что у ребёнка отсутствуют или недостаточно развиты нужные для учёбы навыки (конспектирование, чтение и т.п.). Другой причиной может быть неумение организовывать и планировать работу.
Источники влияния №3 и №4: Социальная Мотивация и Социальная Способность
Какое влияние на ребёнка оказывают другие люди? У него/неё появились новые друзья, которые поощряют или, напротив, не поддерживают то или иное поведение? Нужна ли ребёнку помощь репетитора? Как на него/неё влияете вы и другие члены вашей семьи? Если в семье несколько детей, нередко бывает так, что если один (чаще старший) плохо высказывается о школе, саботирует выполнение домашнего задания, то и другой ребёнок начинает делать то же самое.
Источник влияния №5: Структурная Мотивация
Здесь речь идёт о стимулах и наказаниях. Родители склонны использовать наказания, чтобы заставить детей делать то, что они (родители) хотят. Не зацикливайтесь на наказаниях. Подумайте также и о том, как применять поощрения. Например, ваш ребёнок любит играть в какую-то настольную игру. Пусть игра будет вознаграждением за то, что он выполнит домашнее задание, не отвлекаясь и не жалуясь на скучную учёбу.
Источник влияния №6: Структурная Способность
Этот источник соотносит инструменты и ресурсы, которые есть в распоряжении человека, с теми, которые ему могут понадобиться для выполнения работы. Подумайте, есть ли некая система или методика, которая поможет ребёнку учиться лучше, легче и с бОльшим удовольствием.
Все перечисленные выше идеи эффективные для решения проблем с учёбой. Однако важно понимать, что лучшим вариантом будет тот, который учитывает трудности конкретного ребёнка. Проанализируйте вашу ситуацию с помощью модели «Шесть Источников Влияния». Сделайте это дважды или даже трижды, чтобы не упустить важные детали и выявить истинные причины сложностей вашего ребёнка. Вполне возможно, вы обнаружите несколько разных проблем. Не ограничивайтесь одним источником влияния – это очень распространённая ошибка. Попытайтесь одновременно внедрить решения из нескольких источников и посмотрите, что из этого выйдет.
* Influencer© / "Мастер Влияния" - лицензионная программа компании VitalSmarts, эксклюзивным правом проведения которой в России и Казахстане обладает компания SmartValues.
При использовании ссылка на smartvalues.ru обязательна.