Амбициозные цели повышают вовлечённость сотрудников
Если попросить сотрудников рассказать о том, что даёт им ощущение счастья, многие начнут описывать отдых на морском побережье или что-то похожее. Но если спросить у них, готовы ли они выполнить трудное задание, вложив в работу все силы и энергию, большинство без промедления скажут «нет» или же захотят так сказать.
Совсем по-другому на этот вопрос реагируют лидеры. Оказывается, они чувствуют себя в наилучшей форме именно в ситуации, когда нужно решить сложную, критически важную для бизнеса проблему. Если спросите их, трудно ли это было, чаще всего вы услышите «да». «Испытывали ли вы стресс и приходилось ли работать на пределе сил?» — и снова ответом будет «да». А на вопрос «Насколько вы были удовлетворены в это время своей работой, карьерой и жизнью в целом?» большинство лидеров скажут «На все сто!».
Из этого можно сделать следующий вывод: если вы, как руководитель, хотите помочь людям почувствовать уверенность в собственных силах и удовольствие от того, что они делают, поручайте им амбициозные задачи — такие, решение которых требует напряжения и значительных усилий и явно свидетельствует об успешности человека. Таким образом, умение ставить сложные, развивающие цели является компетенцией по-настоящему эффективного лидера.
По данным исследований Zenger Folkman, компетенция «Устанавливает напряжённые цели» является одной из 19 Отличительных компетенций Выдающегося Лидера и занимает второе место по влиятельности, следуя за компетенцией «Общается мощно и в изобилии». Под влиятельностью здесь имеется виду то, насколько компетенция отличает посредственных лидеров от выдающихся: лидеры, у которых она развита на высоком уровне, оцениваются другими как более эффективные, а те, у кого она развита слабо, — как гораздо менее эффективные.
Как сделать так, чтобы сотрудники принимали напряжённые цели
Исследователи выявили два разных типа поведения лидеров в отношении постановки перед сотрудниками напряжённых целей.
- Защищающий — лидер проявляет по отношению к подчинённым заботу и внимание, ставит их потребности выше своих. Сотрудники чувствуют поддержку и знают, что руководитель на их стороне. Это повышает их мотивацию к достижению лучших результатов в работе.
- Побуждающий — лидер проявляет меньше внимания к потребностям подчинённых и активно настраивает их на более упорную и эффективную работу, подталкивает к тому, чтобы они прилагали дополнительные усилия. Такие руководители кажутся невосприимчивыми к оправданиям и проблемам сотрудников. Они максимально сфокусированы на задаче.
На основе данных 113 739 лидеров в Zenger Folkman определили показатели, которые измеряют эффективность лидерства руководителей, практикующих два вышеописанных подхода. Затем внутри каждого подхода выделили тех, кто получил самые низкие оценки, и тех, кто оказался в верхнем квартиле. Далее исследователи оценили уровень развития компетенции «Устанавливает напряжённые цели». Как показывает диаграмма ниже, у лидеров с одинаково низкой эффективностью в обоих подходах компетенция была развита лишь на уровне 13го перцентиля. При низкой эффективности Побуждающего типа и высокой эффективности Защищающего уровень развития компетенции соответствовал 42 перцентилю. Противоположное сочетание — высокая эффективность Побуждающего и низкая эффективность Защищающего — 57 перцентиль. Из этого следует, что лидеры, которые практикуют второй подход (Побуждающий), более эффективны в установлении напряжённых целей. Однако максимальный уровень развития этой компетенции оказался у руководителей, мастерски сочетающих оба подхода, — 88 перцентиль.
Специалисты Zenger Folkman провели второе исследование, чтобы выяснить, как влияет тип поведения лидера (Защищающий и Побуждающий) на готовность сотрудников прикладывать дополнительные усилия. Прямых подчинённых спросили, насколько рабочая атмосфера способствует возникновению желания делать больше и лучше. Обратите внимание, следующая диаграмма показывает, что у руководителей с высокими показателями по типу Защищающий и низкими по типу Побуждающий готовность сотрудников прикладывать дополнительные усилия была выше, чем при обратном соотношении. И опять же наилучший результат даёт нахождение в верхнем квартиле по обоим типам.
Защищающий и Побуждающий в одном лице
Несмотря на то, что по своим характеристикам эти типы кажутся противоположными, наиболее влиятельные лидеры умело сочетают их в своём поведении. 15% из 113 880 руководителей из базы данных Zenger Folkman получили высокие оценки по каждому типу. Большинство сотрудников имеют опыт взаимодействия и с Защищающими и с Побуждающими.
Доводилось ли вам работать с руководителем, который всегда учитывал ваши интересы и потребности? Стремились ли вы выполнять свою работу лучше, потому что не хотели подводить его/её или разочаровывать? Работали ли вы под началом человека, который побуждал вас перепроверить отчёт или глубже проанализировать проблему? Человеком, чьи действия были толчком, который помог вам превзойти себя.
Руководители, одинаково эффективные в двух направлениях, внимательны и заботливы по отношению к подчинённым и вместе с тем они стимулируют их к достижению всё лучших и лучших результатов. Поскольку эти два типа поведения такие разные, их одновременная демонстрация маловероятна, хотя и возможна. Например, руководитель ставит перед сотрудником очень сложную задачу и говорит при этом: «Я знаю, что тебе будет трудно, но я уверен, что ты отлично справишься. И я всегда готов помочь».
Такое сочетание двух подходов может быть полезно не только в рабочих ситуациях. Безмерно любящие родители так оберегают и защищают своих детей, что те никогда не обретают самостоятельность. Их противоположность — родители, которые не упустят случая познакомить ребёнка с тяготами жизни. Они без колебаний готовы забросить его на глубину, чтобы он сам научился держаться на плаву. К счастью, многие из нас знают хорошие примеры того, как любящие родители побуждали своих детей попробовать сделать что-то непривычное и по-настоящему сложное.
Сочетание обоих подходов — непростая задача. Однако поиск способа одновременно проявлять любовь или заботу и подталкивать к новым свершениям — это путь к тому, чтобы стать хорошим родителем и хорошим руководителем.
По материалам сайта zengerfolkman.com.
Перевод компании SmartValues.
При использовании публикации ссылка на smartvalues.ru обязательна.