По словам писателя и богослова Энди Стэнли (Andy Stanley), «лидеры, которые не слушают других людей, в итоге обнаружат, что их окружают люди, которым нечего сказать».
Если слушать других настолько важно, почему многие из нас так плохо это делают? Ответ прост: мы не понимаем разницу между «слышать» и «слушать».
Можно сказать, что слышим мы ушами, а слушаем сердцем. Слышать – это физическая способность, слушание – навык. Мы должны сделать осознанный выбор и слушать идеи и мнения других людей вместо того, чтобы просто их слышать. То, насколько хорошо мы слушаем собеседника, определяет качество нашего контакта с ним/ней. Слушание повышает ценность наших слов и усиливает их влияние.
Стивен Кови (Stephen R. Covey) считал, что самая большая проблема коммуникации в том, что мы не слушаем с намерением понять. Мы слушаем, чтобы ответить.
Виды слушания, которые на самом деле слушанием не являются
- Ожидающее слушание
Большинство людей считают, что слушание – это то, что надо делать, чтобы очередь говорить дошла и до них. Чтобы сказать, надо послушать. Другими словами, слушание – это цена.
Когда в последний раз вы с бОльшими энтузиазмом и желанием слушали, а не говорили сами?
- Осуждающее слушание
Порой мы так уверенно и комфортно чувствуем себя в позиции осуждающего, что слушание без осуждения кажется нам чем-то неправильным. Быстрый ум быстро судит. Как только вы решили, что собеседник ошибается, вы начинаете доказывать свою правоту. Вы указываете на ошибки и обосновываете свои суждения.
Помните, что за осуждением следует самооправдание.
Правильное слушание
- Слушание, чтобы узнать новое
Чрезмерное желание высказаться не позволит вам узнавать новое. Проявляйте больше энтузиазма и активности, слушая других, а не высказываясь сами.
Диалог без фокуса можно сравнить с погоней за разбегающимися в разные стороны цыплятами.
- Слушайте, чтобы установить контакт.
- Слушайте, чтобы научиться.
- Слушайте, чтобы изучить вопрос.
- Исследовательское слушание
Полезные вопросы собеседнику:
- Как вы разработали этот подход?
- Что необходимо для того, чтобы этот вариант сработал?
- Каков следующий шаг?
- Что мы упустили?
- Какой совет дал бы вам самый мудрый человек из тех, кого вы знаете?
- Какое условие является самым важным для успеха этого плана?
- Если бы мы захотели немного улучшить это решение, что можно было бы сделать?
Как улучшить слушание
- Сформулируйте конкретное намерение. Расплывчатое намерение типа «Я работаю над тем, чтобы научиться слушать лучше» не сработает.
- Запрашивайте обратную связь. Например, это можно делать с помощью следующих вопросов:
– Когда ты говоришь, что я делаю такого, что помогает тебе чувствовать себя услышанным/услышанной?
– Что из моих действий даёт тебе наиболее сильное ощущение того, что я тебя внимательно слушаю?
– Когда ты говоришь, какие мои действия создают у тебя впечатление, что я тебя не слушаю?
- Выберите один навык слушания и практикуйте его.
- Кивайте, поддерживайте зрительный контакт.
- Задавайте два вопроса, прежде чем сделать высказать одно умозаключение.
- Выдержите паузу после того, как собеседник закончил говорить.
- Спросите «А что ещё …?».
- Повторите пункты 1-3.
Источник >>>
Перевод SmartValues.
Узнайте о том, как SmartValues может помочь вам развить слушание и другие важные навыки лидера: info@smartvalues.ru, +7 (495) 626-3006.