Если мы хотим, чтобы другой человек изменил своё поведение и перестал что-то делать или начал делать это по-другому, мы обычно говорим ему примерно следующее: «Не делай этого, это плохо. Делай вот это». Мы объясняем, что то, что он делает, вредит его здоровью, карьере, учёбе. Мы убеждаем его, что так продолжать нельзя, нужно одуматься, взять себя в руки и т.д.
При этом мы совершаем, как минимум, две ошибки:
- Мы читаем нашему «подопечному» лекцию/проповедь, приводим разные факты, примеры, статистические данные. Но ему не нужна эта информация. Он и сам много чего знает. Ему нужно другое: оценить все эти сведения и соотнести их со своей ситуацией.
- Отстаивая свою позицию, мы провоцируем другого человека на то, чтобы он отстаивал противоположную точку зрения. Например, вы объясняете сыну, почему ему следует меньше сидеть в смартфоне и больше времени посвящать урокам. А он в ответ начинает говорить о том, почему он не должен этого делать.
Люди не любят, когда их контролируют или принижают. Любое утверждение или вопрос, воспринимаемые как проявление покровительственной или контролирующей позиции, вызовут сопротивление. Другой человек попытается доказать свою независимость.
Как и что следует сказать, чтобы не спровоцировать так называемое реактивное сопротивление?
Задайте вопросы, которые помогут другому человеку исследовать свои мотивы. Назовём их «влияющие вопросы».
Примеры «влияющих вопросов»:
▫️ Подумай о плюсах и минусах, которые ты получишь, если изменишь своё поведение. Как ты думаешь, как это изменение повлияет на твою жизнь?
▫️ По шкале от 1 до 7 какова вероятность того, что ты изменишь своё поведение? Попробуй объяснить, почему ты выбрал(-а) 3, а не 2? Почему не 4?
▫️ Ты всегда говорил(-а), что хочешь пойти в медицинский вуз. Сейчас ты жалуешься на то, какая в школе скучная и сложная химия, и не хочешь выполнять домашнее задание. Но экзамен по химии обязателен для поступления в медвуз. Как ты думаешь, может ли это повлиять на твои дальнейшие планы? Как именно? Что ты можешь сделать, чтобы найти баланс между своими сегодняшними интересами и планами на будущее?
Важный момент: задавая вопросы, следите за тем, чтобы они не были риторическими, манипулятивными, осуждающими или поучающими. Они должны помочь вашему собеседнику понять свои мотивы, оценить текущую ситуацию и её возможное развитие в будущем.
При использовании материала просим делать ссылку на smartvalues.ru. Спасибо!