президент компании Zenger|Folkman.
В ходе своего исследования компетенций выдающегося лидера я обнаружил, что необходимое условие успеха - это качественная и активная коммуникация. Однако большинство людей полагает, что главным здесь является донесение информации - умение говорить. Безусловно, с помощью слов лидер может мотивировать сотрудников или направлять их действия. Но качественная коммуникация подразумевает гораздо большее, чем яркие речи. Как сказал Джордж Бернард Шоу, «величайшая трудность общения — это иллюзия того, что оно имело место».
Когда люди задумываются об улучшении своих навыков коммуникации, первое решение, которое приходит им в голову, – больше говорить, отправлять больше сообщений и предоставлять больше информации. Другими словами, они уверены в том, что путь к более эффективной коммуникации – это увеличение «количества разговоров». Несомненно, умение говорить – это важный аспект коммуникации. Но выдающимся лидерам известна истина, которую прекрасно усвоили счастливые супружеские пары: заявляя «нам нужно поговорить», чаще всего ваш партнер не имеет в виду, что бОльшую часть времени будете говорить вы.
В дополнение к умению свободно и активно говорить большинство эффективных коммуникаторов также хорошо владеют навыками задавать правильные вопросы и слушать. Для того, чтобы понять значение всех трех навыков (говорить, спрашивать и слушать), мы изучили результаты исследования 2 867 лидеров. Руководители, коллеги и прямые подчиненные этих лидеров оценили, насколько хорошо те доносят информацию, задают правильные вопросы и слушают собеседника. Мы хотели выяснить, какой из навыков вносит наибольший вклад в восприятие лидера как выдающегося*.
В данной работе нас интересовали лидеры, которые были высоко оценены (находились на 75-ом перцентиле и выше) по одному из навыков и низко оценены (находились ниже 75-ого перцентиля) по двум другим. Нам важно было увидеть значимость отдельно взятого навыка. Далее мы определили процент выдающихся лидеров – тех, кто находился на 90-ом перцентиле и выше по итогам оценки их общей эффективности. Вот какие результаты мы получили:
*Выдающиеся лидеры - те руководители, которые получили набрали самые высокие баллы по результатам оценки, и входят в топ-10%.
Как видите, ни один из навыков сам по себе не является значимым фактором в оценке человека как выдающегося лидера.
Однако затем мы обратили наши взоры на лидеров, которые были высоко оценены (находились на 75-ом перцентиле и выше) по совокупности всех трех навыков коммуникации. Результаты оказались впечатляющими. 88% выдающихся лидеров демонстрируют высокий уровень развития каждого из навыков.
Несомненно, мастера общения умеют говорить ярко. Но кроме этого они задают точные вопросы для того, чтобы убедиться, правильно ли поняты их послания аудиторией. Также они внимательно слушают, обращая внимание как на то, что было сказано, так и на то, что осталось невысказанным.
Если коротко, то хороший уровень развития одного из навыков приносит очень скромные плоды, а сочетание всех трех даёт впечатляющие результаты. Поэтому когда в следующий раз вам посоветуют заняться развитием ваших навыков коммуникации, не думайте, что другие хотят, чтобы вы больше говорили. Возможно, вам следует спросить: «Какая именно информация вам была бы наиболее полезна?». А потом – внимательно выслушать ответ. Сочетание трех навыков коммуникации может повысить вашу лидерскую эффективность с уровня «достаточно хороший лидер» до «выдающийся» и даже «великий».
Комментарий Максима Ильина,
старшего партнера и ведущего бизнес-консультанта SmartValues:
Лучший собеседник - не тот, кто лучше слушает!
Мне это небольшое исследование наших партнёров подарило целых два открытия.
Первое открытие. Оказалось, что если хочешь быть эффективным лидером (и коммуникатором), хорошо слушать недостаточно. Помните хитрый вопрос: «Кто является лучшим собеседником - тот, кто больше говорит или тот, кто больше слушает?». Предполагалось, что правильный ответ: «Тот, кто больше слушает!». Но исследование показывает, что это не так: нужно делать и то, и другое, и.... даже ещё одно. И это - моё второе открытие.
Оказывается, при том, что эффективному лидеру необходимы все три навыка коммуникации, работающие в синергетическом единстве, самым важным из них при рассмотрении по-отдельности является не «слушание» и даже не «говорение», а задавание вопросов! Развитию именно этого навыка посвящён целый модуль в нашей программе-бестселлере «Трудные Диалоги» (Crucial Conversations). Участники учатся задавать вопросы таким образом, чтобы собеседники, которые сначала опасались говорить о том, что они думают, успокаивались, открывались и искренне делились своими мыслями, тревогами, сомнениями и идеями.
Лучший собеседник - тот, кто лучше задаёт вопросы + слушает + говорит!
Оригинал статьи Джозефа Фолкмана