Авторы: Джек Зенгер и Джозеф Фолкман, Zenger Folkman
Одна бизнес-леди спросила свою пятилетнюю дочь: «Если бы я сказала тебе, что когда мама лучше работает, её начинают любить меньше, а когда папа работает лучше, его любят больше, как бы ты ответила на это?» Она ожидала, что дочка скажет, что это не справедливо, но вместо этого она услышала: «Мама, ну, тогда я буду стараться хуже работать, чтобы больше людей меня любили».
Эту историю вспомнила в ходе недавнего интервью операционный директор Facebook Шерил Сандберг, подчеркивая важность исследования, которое она процитировала в книге Lean In (Добивайся своего). В ней она пишет, что «успех положительно влияет на привлекательность мужчин и негативно – на привлекательность женщин».
Мы разделяем разочарование Шерил ответом ребенка и тоже хотим, чтобы женщины и дальше добивались своего. Мы также согласны с тем, что на этом их пути есть препятствия, как внешние, так и сооруженные ими самими. Тем не менее, наш опыт оценки и развития лидерских компетенций не подтверждает, что снижение привлекательности, связанное с достижением успеха, является таким препятствием. Конечно, некоторые женщины сталкиваются с подобным явлением, продвигаясь по карьерной лестнице, но в целом наши данные свидетельствуют об обратном: отношение к мужчинам ухудшается по мере их роста, в то время как женщины сохраняют свою привлекательность на протяжении всей карьеры.
Вот как мы пришли к такому заключению. Изучая обратную связь путем оценки 360°, а именно ответы на вопросы «В курсе ли вы трудностей и проблем ваших работников?» и «Удается ли вам сохранять баланс между достижением результата и заботой о сотрудниках?», мы создали индекс привлекательности.
Затем мы проанализировали группу из 9,500 мужчин и 5,000 женщин, принимавших участие в наших программах в течение последних трех лет. Используя специальную шкалу, мы сравнили их уровень в организации с тем, насколько хорошо к ним относятся их руководители, коллеги и прямые подчиненные. В среднем каждого лидера оценили 10 человек.
Вот, что мы обнаружили:
Показатель привлекательности как у мужчин, так и женщин падает, когда они переходят из младшего в среднее управленческое звено. У мужчин, однако, снижение показателя привлекательности более интенсивное.
Далее женщины сохраняют свои позиции на одном уровне, а показатели мужчин продолжают падать, делая разрыв между ними еще большим.
Более того, если вы сравните показатели общего восприятия эффективности руководителей с показателями их привлекательности, то увидите, что чем выше их эффективность, будь то женщины или мужчины, тем больше они нравятся другим.
Связав эти данные с результатами наших предшествующих исследований, которые подтверждают тесную связь между воспринимаемой эффективностью руководства и такими важнейшими показателями бизнеса, как прибыльность, удовлетворенность покупателей, самоотдача сотрудников и производительность, мы сделали вывод, что людям нравятся эффективные руководители, добивающиеся выдающихся результатов. И половая принадлежность не имеет тут никакого значения.
На каждом уровне организаций нам встречались разные руководители - как привлекательные, так и вспыльчивые, раздражительные и высокомерные. Среди них были как женщины, так и мужчины. Процент привлекательных женщин-руководителей был выше, но разница не была большой (среди наименее привлекательных руководителей мужчин оказалось на 3% больше, чем женщин, а среди наиболее привлекательных лидеров – на 3% больше женщин).
Итак, наш вывод.
Привлекательность и успех прекрасно сочетаются у женщин. Родители могут без всяких сомнений и преувеличений сказать своим дочерям: «Стремитесь занять высокую должность. Когда вы ее получите, все будет зависеть от вас. Как вы себя поведете, так к вам и будут относиться».
Подготовлено компанией SmartValues — официальным эксклюзивным партнёром Д.Зенгера и Дж.Фолкмана в России, Украине, Казахстане и Республике Беларусь.
Источник: Harvard Business Review Россия