Каждый из нас видел множество рекламных сюжетов, посвященных новым продуктам и программам саморазвития и самосовершенствования. Основным убеждающим элементом таких роликов часто бывает человек, говорящий, что рекламируемые витамины или некие упражнения «изменили его жизнь». Мы уверены, что не одиноки в своём скептическом отношении к тому, насколько предлагаемые продукты эффективны на самом деле. В действительности, похоже, что с нашим взрослением остаётся всё меньше и меньше способов кардинально изменить что-либо в нашей жизни.
Тем не менее, мы постоянно наблюдаем, как одна вещь стабильно помогает людям осуществлять серьёзные и устойчивые изменения в жизни. Речь идёт о процессе, известном, как обратная связь по методу 360°. Проводя десятки тысяч таких опросов в рамках наших программ, посвященных развитию сильных сторон лидеров, мы встречали людей, находящихся на грани увольнения, и наблюдали их превращение в чрезвычайно ценных сотрудников. Это - одна из самых воодушевляющих сторон нашей работы.
Возможно, поэтому наша кровь закипела, когда мы увидели заявление одного известного колумниста-обозревателя о том, что программы обратной связи по методу 360° проваливаются. При внимательном прочтении статьи становится понятно, что в ней описывается совершенно неправильная реализация процесса 360°, и мы с неохотой вынуждены признать, что такое и в самом деле случается. Иногда ТОП-менеджеры не поддерживают программы, а в самых худших случаях даже не принимают в них участия. Иногда отчёты с итогами опросов передаются участникам без объяснения, или с недостаточным объяснением того, как их интерпретировать, а их руководители и HR-специалисты не предпринимают после этого никаких действий-в-развитие. Иногда метод 360° не используется как направляющий и информирующий элемента в корпоративной системе развития. Да, мы вынуждены признать, что очень многие случаи применения метода 360° оказываются пустой тратой времени, ресурсов и, что хуже всего, возможностей.
Поэтому мы испытываем прилив энтузиазма, встречая организации, использующие метод 360° правильно. Как же им это удается? Что они делают такого, чего не делают другие?
- Они начинают с определения тех лидерских навыков и компетенций, которые оказывают реальное позитивное влияние на работу компании. Делают они это, опираясь на опыт практических исследований, а не на частные убеждения отдельных ТОП-менеджеров о том, что формирует хорошего менеджера.
- Они выделяют время для того, чтобы надлежащим образом объяснить как участникам опроса, так и тем, кто делится с ними обратной связью, почему это необходимо, и как полученные данные будут использованы для развития участников.
- Они ясно и во всеуслышание заявляют о том, что будет обеспечена полная конфиденциальность.
- Они составляют опрос так, чтобы ответы на него заняли всего 15 – 20 минут и не утомляли респондентов.
- Они в первую очередь фокусируются на отыскании сильных сторон, а не на вскрытии недостатков. Конечно, иногда процесс выявляет крупные недостатки, к которым необходимо отнестись серьезно, но, по нашему опыту, таких случаев бывает меньшинство.
- Они рассматривают результаты с учетом особенностей каждого конкретного участника и его должности: разным людям не обязательно иметь одни и те же сильные стороны.
- Они представляют участникам результаты опроса таким образом, чтобы каждый из них смог принять их конструктивно и использовать полученные данные для разработки индивидуальных планов развития. Они делают отчет об обратной связи легко читаемым, представляя данные в графической форме и упрощая тем самым их восприятие.
- Они разрабатывают отчёты таким образом, чтобы участники могли сравнить себя с теми, кто находится в верхнем квартиле и в лучших 10%. Это служит стимулом для них вдохновляющим стимулом к развитию: никто не испытывает самодовольства, обнаружив, что оценен чуть выше среднего уровня.
- Они включают в опрос вопросы для экспресс-оценки влияния поведения руководителей на их подчиненных.
Эффективность любого измерения определяется тем, насколько точно оно предсказывает результат. Предскажет ли количество контактов, сгенерированных маркетинговой кампанией, рост продаж? Предскажет ли число ураганов в Мексиканском заливе стоимость горючего? Предскажет ли число упоминаний нового продукта в социальных сетях его рыночный успех? Наши многолетние исследования корреляции между рейтингом лидеров по методу 360° и эффективностью их организаций, показывают, что эти оценки действительно предсказывают бизнес-результаты. В то время как мнения отдельных людей не обязательно обладают таким свойством, агрегированный показатель, полученный от нескольких оценщиков, действительно помогает точно оценить навыки лидера. Наше исследование показывает, что в организациях и подразделениях лидеров, получивших высокие оценки, ниже текучесть персонала, а вовлечённость сотрудников, удовлетворенность потребителей и продажи - выше.
Стоит добавить, что в опросе по методу 360° всё же принимает участие один оценщик, мнение которого очень ненадёжно и крайне редко верный прогноз. Все наши данные и многолетний опыт раз за разом показывали, что этот человек - Вы. Другими словами, ваше собственное восприятие самого себя редко бывает точным и редко правильно предсказывает результат. Чтобы система GPSсмогла точно определить ваше местонахождение, ей нужно четыре разных спутника. Чтобы лидеры могли увидеть точную картину своей эффективности, им необходима обратная связь от их руководителя, коллег, прямых подчиненных и других работников организации.
Обратная связь по методу 360°, конечно же, может быть реализована хорошо или плохо. Но мы всегда испытываем воодушевление, когда видим, что этот процесс организован правильно, потому что знаем, что каждый раз, когда это происходит, чья-то жизнь меняется в лучшую сторону. Именно обратная связь является одной из редчайших вещей, которые на самом деле влияют на карьеру и изменяют жизни.
Подготовлено компанией SmartValues — официальным эксклюзивным партнёром Д.Зенгера и Дж.Фолкмана в России, Украине, Казахстане и Республике Беларусь.
Источник: Harvard Business Review Россия